Формирование мировоззрения на уроках астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии

Динамические изменения современной действительности: социокультурные, политические, научные философские, нравственные и эстетические обуславливают изменения и новообразования во взглядах, идеалах, ценностях людей, их мировоззрении. Все признают, что человечество в начале третьего тысячелетия находится в духовном вакууме, а Земле грозит экологический кризис. По словам академика Д.С. Лихачева «мы не выживем физически, если погибнем духовно». И подразумевается под этим прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Фундаментальный кризис мировоззрения как системы принципов, взглядов, ценностей, убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, группы или общества в целом заключается в потере целостности. Решение его – в синтезе научно-филосовского, синтетично религиозного мировоззрения, в объединении гуманитарной и естественнонаучной картин мира.

Современный кризис есть глобальный кризис естествознания и связан не с открытием новых форм материальности, как это было в конце 19 – начале 20 века, а с открытием самой сущности материальности, после преодоления которого нас ждёт синтез всех имеющихся у человечества представлений о мире. Он ведёт к пониманию единства сущности мироздания – Жизни, скрывающейся под различными формами представлений о ней, не бесчувственной механической Вселенной, а живого Космоса с его космическим разумом и космическим чувством. Выход из кризиса мы видим не в пассивном наблюдении эволюционных процессов, приспособлении к изменяющейся духовно-практической среде, а в активном участии в процессах планетарного, космического масштаба, осознавая себя не как частичного, ограниченного рамками земного существования и профессиональной пригодности существа, а сущностью космического масштаба, эволюционирующего вместе с космосом, Вселенной.

Человечество вступило на путь глобальной интеграции (в эпоху Ноосферы, по В.И. Вернадскому), для которого огромное значение имеет характер мыслительной и чувственной деятельности каждого жителя планеты. Игнорировать данную ситуацию – значит быть далёким от какой-либо науки вообще. Происходящие изменения в представлениях о мире затрагивают не только физиков, астрономов, психологов, но и в первую очередь педагогов, передающих социо-культурно-информационный опыт в процессе взаимодействия с учениками.

Поэтому в школе так нужны уроки, посвященные мироцелостному воспитанию личности будущего человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни как способности воспринимать себя как личность и часть Вселенной, которые одни и могут сохранить его душу от разъедающего практицизма окружающей среды. Важнейшим объектом познания в школе должен быть Человек, его мировосприятие, и миропонимание, отношение самому себе, к природе, к Космосу, окружающим людям, к культурному наследию человечества.

Мы приходим к выводу, что действенное, целостное мировоззрение может сложиться лишь на основе духовности человека, создающей обратную связь с миром и с самим собой. ''Самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным''.

Итак, синергетически-целостное обучение и воспитание становятся реальностью, необходимым условием для их осуществления является изменение мировоззрения человека, понимание цельности развития его и космоса, взаимосвязи жизни и движения. Мы говорим о выстраивании знаний, ничуть не умаляя заслуг предшествующих учёных и просветителей, в единую упорядоченную систему. И астрономия как предмет или дополнительный курс, имеет здесь определяющее значение. Именно на уроках, занятиях по астрономии развивающийся Человек осознаёт многообразие форм во Вселенной; приближается к пониманию бесконечности и беспредельности бытия; погружается в живой процесс исследования развития мира, заглядывая в прошлое Космоса, знакомясь с многообразными проявлениями материи, энергии, информации. Именно здесь можно узнать о современной теории происхождения Вселенной, о процессах, протекающих в недрах звёзд и других объектов космоса, о современном состоянии Солнечной системы, почувствовать себя ответственным за происходящее на Земле (в сопоставлении с глобальными процессами космогенезиса), поразмышлять о своём будущем, будущем страны, планеты, Космоса.

В связи с этим возникает необходимость исследования проблемы формирования мировоззрения при обучении астрономии в школе. Знать и понимать себя и воспринимать через себя, в себе Мир – одна из целей человека. Эту цель позволяет достичь астрономия, дающая возможность познавать окружающий мир, изучающая единство мира, его эволюцию, осознать уникальность каждого человека, умение во всем видеть жизнь, единые законы развития во всех науках, а значит, способствующая формированию целостного космического мировоззрения. Важность становления мировоззрения в раннем юношеском возрасте (9-11 классы школы) обусловлена тем, что в это время завершается формирование личности. Тема выпускной квалификационной работы: «Формирование мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии в школе».

Необходимость выхода из кризиса (устранения данных противоречий) обусловила актуальность проблем исследования, которые заключаются в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии в школе.

Цель исследования: выявить возможности астрономии как учебного предмета в формировании мировоззрения старшеклассников.

Объект исследования: обучение астрономии в школе.

Предмет исследования: формирование мировоззрения старшеклассников.

Гипотеза исследования: Формирование целостного мировоззрения будет эффективным, если осуществить обучение астрономии с помощью предложенных методик, методов, форм, средств.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:

Выявить специфику возрастных особенностей старшеклассников, влияющих на формирование мировоззрения и особенности мировоззрения старшеклассников.

Осуществить отбор методик, способных обеспечить диагностику формирования мировоззрения.

Обобщить педагогический опыт преподавания астрономии и выявить возможности формирования мировоззрения средствами предмета.

Разработать факультативный курс и методику проведения уроков по астрономии в средней школе.

Экспериментально проверить эффективность факультативного курса на практике.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ опыта учителей – практиков; диагностические методы (анкетирование, тестирование, беседа); проективные методики, методика незаконченных предложений, обсервационные (прямое, косвенное и включённое наблюдение); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный); праксиметрические (анализ продуктов деятельности); методы статистической обработки данных и графического изображения результатов.

Базой исследования был избран 10В класс средней школы №39 г. Рязани. К исследованиям были также привлечены ученики и учителя школ №№ 5, 13, 15, 25, 39 г. Рязани.

Научная новизна работы состоит в том, что формирование целостного мировоззрения учащихся осуществляется на базе концепции ЕКМ, используя современные открытия и достижения науки и эволюционно-синергетический принцип обучения астрономии с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. Ученик рассматривается как индивидуальность и как универсум.

Практическая ценность. Содержащиеся в работе теоретические положения, выводы и рекомендации способствуют эффективности формирования мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии. Предлагаемые методические материалы (диагностические задания; программа по астрономии за 11 класс, рассчитанная на 17(34) учебных часа; программа факультативного курса по астрономии и психологии, рассчитанная на 1-2 года (9-10,10-11кл.); задачи и таблицы с астрономическим содержанием; астрономические и психологические игры) помогут учителям более эффективно организовать процесс по формированию мировоззрения старшеклассников.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования излагались на научно-практической конференции в РГПУ, проводимой в апреле 2002 года.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается разносторонним анализом проблемы при выделении исходных теоретических позиций; комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования; целенаправленным анализом опыта астрономического образования; обобщением результатов экспериментальной работы; сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных с привлечением методов статистической обработки результатов; позитивными результатами экспериментальной работы.

В этой главе нами разобраны вопросы, связанные с возрастными особенностями становления личности старшеклассников и их мировоззрения, а также специфика процесса формирования мировоззрения старших школьников и способы его диагностики, что настоятельно рекомендуется нами учитывать при обучении астрономии.

Еще о педагогике:

Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Как уже было неоднократно отмечено выше, отсутствие или слабость ранних вокализаций, неполноценность стадий гуканья, гуления и лепета, отсутствие привязанности к взрослому у депривированных детей на первом году жизни влекут за собой устойчивые дизонтогенетические нарушения речевого и эмоционального ...

Динамика чтения
Возможно, вы уже знаете людей, которые могут прочитать за несколько минут газету и в течение какого-нибудь часа не только бегло просмотреть целую книгу, но и усвоить ее содержание. Вы, вероятно, подумали, что эти люди обладают такой врожденной способностью, а у вас ее нет. В действительности же быс ...

Исследование письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной школы
На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение проявлений дисграфии и ее видов. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Подобрать апробированные диагностические методики для выявления состояния процесса письма у детей младшег ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru