Характеристика возрастных особенностей старшего школьника

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Характеристика возрастных особенностей старшего школьника

Страница 1

«Годы юности – самые трудные годы». Иммануил Кант

Возраст (в психологии) — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развитая. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. В нормативно-ценностном плане, приобретающем особое значение за пределами детства, например, в юности, каждый возраст характеризуется специфическими жизненными задачами, от своевременного решения которых зависят личностное развитие в целом, включающее и формирование мировоззрения, и успешность перехода на следующий возрастной этап (например, выбор профессии и профессиональная подготовка, создание семьи и др.). С ходом возрастного развития связаны и необратимые физиологические изменения, однако совпадения во времени тесно взаимосвязанных между собой линий физического (физиологического), психического и социального развития индивида не происходит. Необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов) (А. В. Запорожец). В 70-е годы Д. Б. Элькониным была предложена возрастная периодизация развития психики, основанная на смене ведущих деягельностей: игры (дошкольники), обучения (младшие школьники), интимно-личного общения (подростки), учебно-профессиональной деятельности (юноши).

Детство, охватывающее период времени от рождения ребёнка до окончания школы, по возрастной физической классификации делится на следующие 7 периодов, каждый из которых имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

Весь процесс детского развития в целом можно разделить на три этапа:

дошкольное детство (от рождения до 6—7 лет),

младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет, с 1 по 4-5 классы школы),

средний и старший школьный возраст (от 10—11 до 16—17 лет, с 5 по 11 класс школы).

Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях возникновения ситуации, чем-то напоминающей возрастной кризис, а именно при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка. Концепция Д.Б. Эльконина получила дальнейшее развитие в работах Д.И. Фельдштейна, который представил более детализированную картину периодизации детского развития. Выглядит она следующим образом.

В процессе онтогенеза ребенка выделяются разные его ступени: стадии, периоды, этапы и фазы. Акцент делается на развитии личности, а не познавательных процессов. Ее становление и развитие представляется в виде постепенного подъема со ступени на ступень. В течение всего детства выделяются две фазы развития: от рождения до 10 лет и от 10 лет до 17 лет. Внутри каждого из шести выделенных периодов имеются три стадии, характеризующиеся сменой ведущей деятельности и внутренними преобразованиями, которые за это время происходят в личности. Д.И. Фельдштейн считает , что в процессе социального развития ребенка как личности проявляются определенные закономерности, и одна из них – изменение социальной позиции личности.

На этапах преимущественно личностного развития усвоение детьми отношений и личностных особенностей взрослых людей происходит через воспроизведение, или моделирование, этих отношений и проявляемых в них качеств личности. Особенно благоприятные условия для этого создаются в общении ребенка с другими детьми в разного рода социальных группах в процессе организации и проведения сюжетно-ролевых игр. Здесь же ребенок сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым и принятым среди сверстников, выглядеть более взрослым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Особенности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности
По данным исследований, первое место в мотивации учебной деятельности учащихся начальных классов занимают широкие социальные мотивы, второе — узколичные, третье — учебно-познавательные. Широкие социальные мотивы. В системе мотивов, — пишет Л. И. Божович, — побуждающих учебную деятельность младших ш ...

Анатомия птиц, полёт птиц
Одним из основных отличий пернатых от других групп позвоночных, является способность летать. Существует относительно небольшое количество (около 60 видов) нелетающих либо почти нелетающих птиц, однако все они в процессе эволюции так или иначе утратили это качество, которое имели их предки. Умение п ...

Постановка задачи автоматизации управления учебным процессом
Сложность управления учебным процессом заключается в том, что оценка качества управления и корректировка учебных планов, распределения нагрузки, расписания занятий возможны только после завершения определенного цикла обучения (семестра, учебного года и т. п.). Такое управление называется асинхронны ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru