Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Страница 1

Формирующий этап эксперимента - экспериментальное обучение астрономии на уроках в 11Б и 11Д классах по авторским методикам и факультативный курс астрономии в 10В классе, сочетающий в себе клубную деятельность – проходил на базе 39 школы г. Рязани. Мы использовали возможности межпредметных связей с физикой, информатикой, историей, литературой и МХК для более активного воздействия на учащихся в ходе экспериментального обучения.

Нами было проведено по 2 урока в 11Б и 11Д классах по темам: урок-изучение нового материала «Планеты – гиганты» и повторительно - закрепляющий урок «Ринг знаний и умений ''Ромашка''». Новые знания о планетах – гигантах школьники получили, смотря фильм «Внешние планеты». По ходу показа в форме свободной беседы мы обсуждали особенности строения планет – гигантов, (внутреннее строение, атмосфера, кольца) физические свойства (масса, плотность), а также наличие, количество у них спутников (их особенности). Упомянули историю исследования Юпитера (открытие 4 спутников Галилеем, открытие атмосферного вихря на планете, обнаружение радиоастрономическим методом нетеплового излучения Юпитера, которое является синхротронным излучением релятивистских электронов, движущихся по спиральным траекториям вдоль силовых линий, «Пионер10», «Вояджер1»). Ребят заинтересовал рассказ в фильме о падении кометы Шумейкеров-Леви-9 на Юпитер, фотографии этой кометы; привлекая исследования А.Н. Дмитриева [33], мы рассказали о переходе взаимодействия Солнце-Юпитер после падения кометы на ГГц–диапазон. В фильме подробно рассказывается о кольцах Сатурна, проводится связь с законами Кеплера (кольца, находящиеся ближе к планете, вращаются быстрее, чем более отдалённые). Ребята повторили вместе с создателями фильма историю открытия Нептуна и Урана, Плутона (узнав о тесной двойной системе Плутон-Харон по фотографиям «Хаббла»). На этом же уроке в качестве повторения мы посмотрели фильм о Марсе «Красная планета», где отображены мировоззренческие проблемы похожести планеты на Землю (оси вращения почти параллельны, периоды обращения подобны, схожи особенности строения), возможности жизни на Марсе (создатели фильма здесь подобрали прекрасные отрывки из произведений фантастов 19-20 вв. и поэтов), проблемы освоения планеты.

Урок - ринг знаний и умений или ''Ромашка'' позволил в творческой форме провести диагностику полученных знаний по теме «Планеты Солнечной системы», развить мышление школьников, выработать умение работать сплочённо, дружно и творчески, получить навыки быстрой работы с учебниками как со справочной литературой. В 11Б классе мы разбили ребят на 2 группы, которые в процессе игры слушали друг друга, участвовали в обсуждении вопросов, например, планета – двойник Земли (Венера или Марс), причины антипарникового эффекта на Марсе, планеты с почти одинаковой температурой по всей поверхности (Венера и Плутон). В 11Д классе ученики оказались более замкнутыми и отстраненными друг от друга, стремление переиграть других (команд было 4) переросло в выпрашивание баллов, что было пресечено нами. Однако вопрос о Юпитере как коричневом карлике заинтриговал ребят, привлёк общее внимание, что позволило к концу урока включить всех ребят в обсуждение всех вопросов и ответов, не занимаясь только своими. В обоих классах затруднения вызвали вопросы о самом большом по отношению к размеру небесного тела кратеру Солнечной системы Стикни; планете находящейся ближе к Солнцу, чем Меркурий (астероиде Икаре); веществе планет – гигантов, находящемся в виде горячей плазмы. При ответе на вопрос о планете Океан – Земле мы затронули проблему бережного отношения человека к природе, иначе наша планета превратится в мертвую.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Технология проведения уроков информатики в условиях реализации различных форм обучения с использованием разнообразных дидактических ресурсов
Задачей этого параграфа является разработка методики проведения уроков информатики в условиях реализации различных форм обучения с использованием разнообразных дидактических ресурсов, а также выявление показателей эффективности таких уроков. Цель данного экспериментального исследования: рассмотреть ...

Отбор диагностических методик
Как уже отмечалось нами, формирование образа «Я» через идентификацию порождает определенный механизм выделения себя, дистанциирование от других, что проявляется в своеобразии мышления (ментальности), в социальных представлениях, ценностно-смысловой сфере; мотивационной сфере; направленности, жизнен ...

Специфика формирования мировоззрения школьников
Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В «Философском словаре» под редакцией И.Т. Фролова можно найти следующее определение данного понятия: «Мировоззрение - система принципов, в ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru