Астрономия в сфере дополнительного образования

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Астрономия в сфере дополнительного образования

Страница 1

Пути реализации и опыт учителей. Средства преподавания астрономии.

Серьёзный недостаток сегодняшней школы – нарушение принципа непрерывности естественнонаучного образования. Это приходит к тому, что учащиеся не получают необходимых естественнонаучных знаний, причём многие важные понятия начинают формироваться слишком поздно, без учёта возрастных возможностей и интересов школьников. Особенно это относится к астрономии. Сегодня осуществить принцип непрерывности естественнонаучного образования позволяет лишь дополнительное образование, начинающееся с ещё дошкольных клубов и факультативных ''вкраплений'' в другие предметы в школе и завершающееся систематическим курсом астрономии в 11 классе.

А.К. Муртазов и Ю.Н. Воробьёв выпустили книгу «Астрономия в сфере дополнительного образования», которая может «помочь учителям астрономии и преподавателям науки о Вселенной в различных учреждениях дополнительного образования организовать соответствующую работу и достичь высоких результатов – помочь детям ощутить всю прелесть и красоту этой самой древней и одновременно самой молодой науки» . Дополнительное образование школьников как форма учебной работы при её правильной организации и проведении несёт в себе большой потенциал формирования общей мотивации учения, субкультуры детей, развития умения учиться. В процессе его (образования) неисчерпаемы возможности:

Удовлетворение индивидуальных образовательных и социокультурных потребностей детей, поддержка и развитие творческих возможностей школьника,

Развитие у них мотивации к познанию и творчеству,

Создание ситуации успеха для ребёнка,

Самореализация личности и укрепление личного достоинства,

Формирование гуманистических ценностей и целостного мировоззрения на основе общности интересов взрослого и ребёнка,

Создание органических сочетаний видов досуга с различными формами образовательной деятельности,

Свобода принятия самостоятельного решения в выборе любимого дела всей своей жизни.

Специфику содержания дополнительного образования представляют стадии процесса (не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую). Вначале создаётся благоприятная почва для творческой деятельности ребёнка. На втором уровне обеспечивается сотрудничество начинающих и тех, кто уже в какой-то мере освоил то или иной вид деятельности. Далее следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмысление самого себя в этом мире. Педагогический процесс здесь – поиск и решение отдельных и общечеловеческих проблем, в результате которого создаётся жизнетворчество. «Целью преподавания астрономии в системе дополнительного образования является, как уже отмечалось, формирование у детей современного научного мировоззрения, создание у них целостной картины мира, происхождения, строения и эволюции Вселенной, единства человеческой цивилизации и Вселенной, экологического мышления. Задачами в преподавании астрономии в системе дополнительного образования являются: расширение и закрепление знаний учащихся в астрономии; привитие им серьёзных навыков работы в науке, изучающей процессы в окружающем нас мире законы происхождения и развития Вселенной, место человеческой цивилизации в ней; развитие творческих способностей детей; развитие ценностного отношения к окружающему живому миру; подготовка их к продолжению образования и сознательному выбору профессии».

Основные направления работы дополнительного образования выбираются в зависимости от выбранных целей и задач. Это могут быть:

Пропедевтический курс - факультатив для начальных классов «Твоя Вселенная» ;

Пропедевтические курсы «астрономия» и «астрофизика» для 7-8 классов, вытекающие из «введённого для 5 кл. курса по основам астрономии по учебнику развивающего типа ''4 грани мира'' Л.В. Тарасова»;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Физическое и трудовое воспитание
По значению эта тема должна занимать первое место в педагогике, так как физическое воспитание является основой для развития личности вообще. Но в чем же заключается его значение во всестороннем формировании учащихся? Прежде всего, физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умс ...

Определение исходного уровня развития лидерских качеств детей подросткового возраста
Гипотеза будет изменена!! В начале исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: театрализованные игры будут являться средством эффективного развития лидерских качеств детей подросткового возраста при условиях: ненасильственность общения; положительный характер обратной связи; неконкурентный ...

Содержание регионального компонента дошкольного на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте
В настоящее время дошкольное образование в Республике Башкортостан представляют 1986 ДОУ, в которых воспитываются 158648 детей. Основная часть ДОУ республики находится на селе- 1284 ДОУ, где воспитываются 43154 ребенка, 702 ДОУ (с охватом 98219 детей) находятся в городах республики. Таким образом, ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru