Астрономия в сфере дополнительного образования

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Астрономия в сфере дополнительного образования

Страница 1

Пути реализации и опыт учителей. Средства преподавания астрономии.

Серьёзный недостаток сегодняшней школы – нарушение принципа непрерывности естественнонаучного образования. Это приходит к тому, что учащиеся не получают необходимых естественнонаучных знаний, причём многие важные понятия начинают формироваться слишком поздно, без учёта возрастных возможностей и интересов школьников. Особенно это относится к астрономии. Сегодня осуществить принцип непрерывности естественнонаучного образования позволяет лишь дополнительное образование, начинающееся с ещё дошкольных клубов и факультативных ''вкраплений'' в другие предметы в школе и завершающееся систематическим курсом астрономии в 11 классе.

А.К. Муртазов и Ю.Н. Воробьёв выпустили книгу «Астрономия в сфере дополнительного образования», которая может «помочь учителям астрономии и преподавателям науки о Вселенной в различных учреждениях дополнительного образования организовать соответствующую работу и достичь высоких результатов – помочь детям ощутить всю прелесть и красоту этой самой древней и одновременно самой молодой науки» . Дополнительное образование школьников как форма учебной работы при её правильной организации и проведении несёт в себе большой потенциал формирования общей мотивации учения, субкультуры детей, развития умения учиться. В процессе его (образования) неисчерпаемы возможности:

Удовлетворение индивидуальных образовательных и социокультурных потребностей детей, поддержка и развитие творческих возможностей школьника,

Развитие у них мотивации к познанию и творчеству,

Создание ситуации успеха для ребёнка,

Самореализация личности и укрепление личного достоинства,

Формирование гуманистических ценностей и целостного мировоззрения на основе общности интересов взрослого и ребёнка,

Создание органических сочетаний видов досуга с различными формами образовательной деятельности,

Свобода принятия самостоятельного решения в выборе любимого дела всей своей жизни.

Специфику содержания дополнительного образования представляют стадии процесса (не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую). Вначале создаётся благоприятная почва для творческой деятельности ребёнка. На втором уровне обеспечивается сотрудничество начинающих и тех, кто уже в какой-то мере освоил то или иной вид деятельности. Далее следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмысление самого себя в этом мире. Педагогический процесс здесь – поиск и решение отдельных и общечеловеческих проблем, в результате которого создаётся жизнетворчество. «Целью преподавания астрономии в системе дополнительного образования является, как уже отмечалось, формирование у детей современного научного мировоззрения, создание у них целостной картины мира, происхождения, строения и эволюции Вселенной, единства человеческой цивилизации и Вселенной, экологического мышления. Задачами в преподавании астрономии в системе дополнительного образования являются: расширение и закрепление знаний учащихся в астрономии; привитие им серьёзных навыков работы в науке, изучающей процессы в окружающем нас мире законы происхождения и развития Вселенной, место человеческой цивилизации в ней; развитие творческих способностей детей; развитие ценностного отношения к окружающему живому миру; подготовка их к продолжению образования и сознательному выбору профессии».

Основные направления работы дополнительного образования выбираются в зависимости от выбранных целей и задач. Это могут быть:

Пропедевтический курс - факультатив для начальных классов «Твоя Вселенная» ;

Пропедевтические курсы «астрономия» и «астрофизика» для 7-8 классов, вытекающие из «введённого для 5 кл. курса по основам астрономии по учебнику развивающего типа ''4 грани мира'' Л.В. Тарасова»;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Школьная адаптация
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка на ...

Понятие школьной дезадаптации
Проблемы превенции и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся общеобразовательной школы являются очень актуальными в современных условиях. Согласно данным выборочных исследований, уже в начальн ...

Концептуальные подходы к организации воспитательной работы в шестой школьный день
Сегодня одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений системы образования, является организация воспитательной работы в шестой школьный день. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего об ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru