Астрономия в сфере дополнительного образования

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Астрономия в сфере дополнительного образования

Страница 1

Пути реализации и опыт учителей. Средства преподавания астрономии.

Серьёзный недостаток сегодняшней школы – нарушение принципа непрерывности естественнонаучного образования. Это приходит к тому, что учащиеся не получают необходимых естественнонаучных знаний, причём многие важные понятия начинают формироваться слишком поздно, без учёта возрастных возможностей и интересов школьников. Особенно это относится к астрономии. Сегодня осуществить принцип непрерывности естественнонаучного образования позволяет лишь дополнительное образование, начинающееся с ещё дошкольных клубов и факультативных ''вкраплений'' в другие предметы в школе и завершающееся систематическим курсом астрономии в 11 классе.

А.К. Муртазов и Ю.Н. Воробьёв выпустили книгу «Астрономия в сфере дополнительного образования», которая может «помочь учителям астрономии и преподавателям науки о Вселенной в различных учреждениях дополнительного образования организовать соответствующую работу и достичь высоких результатов – помочь детям ощутить всю прелесть и красоту этой самой древней и одновременно самой молодой науки» . Дополнительное образование школьников как форма учебной работы при её правильной организации и проведении несёт в себе большой потенциал формирования общей мотивации учения, субкультуры детей, развития умения учиться. В процессе его (образования) неисчерпаемы возможности:

Удовлетворение индивидуальных образовательных и социокультурных потребностей детей, поддержка и развитие творческих возможностей школьника,

Развитие у них мотивации к познанию и творчеству,

Создание ситуации успеха для ребёнка,

Самореализация личности и укрепление личного достоинства,

Формирование гуманистических ценностей и целостного мировоззрения на основе общности интересов взрослого и ребёнка,

Создание органических сочетаний видов досуга с различными формами образовательной деятельности,

Свобода принятия самостоятельного решения в выборе любимого дела всей своей жизни.

Специфику содержания дополнительного образования представляют стадии процесса (не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую). Вначале создаётся благоприятная почва для творческой деятельности ребёнка. На втором уровне обеспечивается сотрудничество начинающих и тех, кто уже в какой-то мере освоил то или иной вид деятельности. Далее следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмысление самого себя в этом мире. Педагогический процесс здесь – поиск и решение отдельных и общечеловеческих проблем, в результате которого создаётся жизнетворчество. «Целью преподавания астрономии в системе дополнительного образования является, как уже отмечалось, формирование у детей современного научного мировоззрения, создание у них целостной картины мира, происхождения, строения и эволюции Вселенной, единства человеческой цивилизации и Вселенной, экологического мышления. Задачами в преподавании астрономии в системе дополнительного образования являются: расширение и закрепление знаний учащихся в астрономии; привитие им серьёзных навыков работы в науке, изучающей процессы в окружающем нас мире законы происхождения и развития Вселенной, место человеческой цивилизации в ней; развитие творческих способностей детей; развитие ценностного отношения к окружающему живому миру; подготовка их к продолжению образования и сознательному выбору профессии».

Основные направления работы дополнительного образования выбираются в зависимости от выбранных целей и задач. Это могут быть:

Пропедевтический курс - факультатив для начальных классов «Твоя Вселенная» ;

Пропедевтические курсы «астрономия» и «астрофизика» для 7-8 классов, вытекающие из «введённого для 5 кл. курса по основам астрономии по учебнику развивающего типа ''4 грани мира'' Л.В. Тарасова»;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Сущность и компоненты сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей
Развитие человека, как процесс, детерминировано внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида; социальными ситуациями, представляющими собой "Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий" (Божович Л.И.); мерой его собственной активности, направлен ...

Психолого-педагогические условия эффективности обучения шестилеток
Обучение в школе направлено на то, чтобы дети, постепенно овладевая общественно-историческим опытом поколений, усваивали основы наук. Дети же дошкольного возраста непосредственно основы наук не изучают. В процессе обучения в детском саду они лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться: ...

Анализ содержания школьных учебников по астрономии
Проанализируем более подробно содержание учебников Б.А. Воронцова-Вельяминова (2001), Е. П. Левитана (1994), А. В. Засова и Э. В. Кононовича(1993) и самоучитель Д. Моше ''Астрономия'', курс которого легко можно использовать и как учебник по предмету (ограничимся этими учебниками как наиболее часто ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru