Согласно закону «Об образовании в РФ», основной в настоящее время является обязательная (9-тилетняя) школа. С целью восстановить ''завершенные'' знания по физике и астрономии по окончании основной школы А.А. Пинский, В.Г. Разумовский и Е.К. Страут разработали интегрированный курс «Физика и астрономия» для 7-9классов. Авторы делают смелую попытку ''снизить возрастную планку'' в изучении астрономии. Основные положения, которые легли в основу концепции этого курса:
при доступной школьникам данного возраста учебный материал должен быть завершенным, т.е. охватывающим основы современного научного знания,
он должен обеспечивать научное миропонимание (природы, техники, преобразующей деятельности человека, проблем охраны окружающей среды и др.),
включать вопросы прикладной физики, сведения о современных технологиях,
формировать у учащихся представления о научных методах исследования и познания природы, необходимые для самостоятельного овладения новыми знаниями и продолжения образования.
Перечислим качества и особенности, которыми обладает курс:
Курс является интегрированным: он включает в себя основные понятия, закономерности и теоретические положения физики, а также основные сведения из астрономии – исторический материал, вопросы астрометрии и астрофизики, строения и развития Вселенной (преодолена трудность интеграции: в физике материал обычно структурируется по фундаментальным теориям, а в астрономии – по изучаемым объектам). Заметим, что создание курса не предполагает отказа от глубокого изучения астрономии в старших классах.
Курс является замкнутым, позволяя построить научную картину мира.
Он учитывает познавательные возможности учащихся данного возраста (12-15 лет).
Курс ориентирован на уровневую (внутреннюю) дифференциацию. Для достижения этого качества учебный материал ранжирован на обязательный (около 60% содержания) и дополнительный (около 40%).
Рассмотрим некоторые особенности содержания материала по астрономии в учебниках «Физика и астрономия»:
7 класс Учебник по сути дела – введение в курс, его изучение рассчитано на 2 учебных часа в неделю. Вначале учащихся знакомят с методами исследования в физике и астрономии; даётся представление о методах измерения физических величин; анализируется история измерения Эрастофеном размеров Земли. Астрономические сведения вводятся в учебнике не изолированно, а в полной связи с физическим материалом. Так, при изучении относительности движения рассматривается видимое движение небесных тел по небосводу в контексте с суточным вращением Земли и её годичным обращением вокруг Солнца. Рассматриваются теории строения Солнечной системы Птолемея и Коперника. После каждой главы учащимся предлагают экспериментальные домашние задания, которые можно выполнить с помощью подручных средств. Задания эти необязательные, их можно выполнить по желанию. Так авторы реализуют дидактический принцип - систему домашних экспериментальных заданий.
8 класс Учебник в большей своей части посвящен строению и свойствам вещества в земных и космических условиях. Его изучение рассчитано на 2-3 учебных часа в неделю. Вводя понятия атома и молекулы, ионов и химических элементов, авторы легко излагают свойства газов, плазмы, кристаллов. В качестве дополнительного материала в теме ''тепловые явления'' даётся рассказ о законах термодинамики, ракетах и реактивных двигателях. Весь материал иллюстрирован примерами из техники и астрономии. Развиваются идеи сохранения энергии и необратимости процессов. Полученные сведения о состоянии вещества и тепловых явлениях служат основой для разговора о строении Солнечной системы, особенностях состояния вещества на Солнце, планетах земной группы и больших планетах, астероидах, кометах, метеоритах. В этой главе устанавливается связь физики с астрофизикой Солнечной системы. Особое внимание уделяется магнитным явлениям в космосе, магнитосфере Земли и её влиянии на биосферу .
Еще о педагогике:
Понятие о методах профессионального обучения
В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие. Чтобы эффективнее использовать методы обучения, необходимо представить их в определенной систе ...
Виды заданий по формированию словоизменения
Составление предложений по опорным словам, данным вразброс (предлагаемые слова стоят в начальной форме); вставка в предложения пропущенных слов; определение правильности предложений (Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложений п ...
Анатомия птиц, полёт птиц
Одним из основных отличий пернатых от других групп позвоночных, является способность летать. Существует относительно небольшое количество (около 60 видов) нелетающих либо почти нелетающих птиц, однако все они в процессе эволюции так или иначе утратили это качество, которое имели их предки. Умение п ...