Согласно закону «Об образовании в РФ», основной в настоящее время является обязательная (9-тилетняя) школа. С целью восстановить ''завершенные'' знания по физике и астрономии по окончании основной школы А.А. Пинский, В.Г. Разумовский и Е.К. Страут разработали интегрированный курс «Физика и астрономия» для 7-9классов. Авторы делают смелую попытку ''снизить возрастную планку'' в изучении астрономии. Основные положения, которые легли в основу концепции этого курса:
при доступной школьникам данного возраста учебный материал должен быть завершенным, т.е. охватывающим основы современного научного знания,
он должен обеспечивать научное миропонимание (природы, техники, преобразующей деятельности человека, проблем охраны окружающей среды и др.),
включать вопросы прикладной физики, сведения о современных технологиях,
формировать у учащихся представления о научных методах исследования и познания природы, необходимые для самостоятельного овладения новыми знаниями и продолжения образования.
Перечислим качества и особенности, которыми обладает курс:
Курс является интегрированным: он включает в себя основные понятия, закономерности и теоретические положения физики, а также основные сведения из астрономии – исторический материал, вопросы астрометрии и астрофизики, строения и развития Вселенной (преодолена трудность интеграции: в физике материал обычно структурируется по фундаментальным теориям, а в астрономии – по изучаемым объектам). Заметим, что создание курса не предполагает отказа от глубокого изучения астрономии в старших классах.
Курс является замкнутым, позволяя построить научную картину мира.
Он учитывает познавательные возможности учащихся данного возраста (12-15 лет).
Курс ориентирован на уровневую (внутреннюю) дифференциацию. Для достижения этого качества учебный материал ранжирован на обязательный (около 60% содержания) и дополнительный (около 40%).
Рассмотрим некоторые особенности содержания материала по астрономии в учебниках «Физика и астрономия»:
7 класс Учебник по сути дела – введение в курс, его изучение рассчитано на 2 учебных часа в неделю. Вначале учащихся знакомят с методами исследования в физике и астрономии; даётся представление о методах измерения физических величин; анализируется история измерения Эрастофеном размеров Земли. Астрономические сведения вводятся в учебнике не изолированно, а в полной связи с физическим материалом. Так, при изучении относительности движения рассматривается видимое движение небесных тел по небосводу в контексте с суточным вращением Земли и её годичным обращением вокруг Солнца. Рассматриваются теории строения Солнечной системы Птолемея и Коперника. После каждой главы учащимся предлагают экспериментальные домашние задания, которые можно выполнить с помощью подручных средств. Задания эти необязательные, их можно выполнить по желанию. Так авторы реализуют дидактический принцип - систему домашних экспериментальных заданий.
8 класс Учебник в большей своей части посвящен строению и свойствам вещества в земных и космических условиях. Его изучение рассчитано на 2-3 учебных часа в неделю. Вводя понятия атома и молекулы, ионов и химических элементов, авторы легко излагают свойства газов, плазмы, кристаллов. В качестве дополнительного материала в теме ''тепловые явления'' даётся рассказ о законах термодинамики, ракетах и реактивных двигателях. Весь материал иллюстрирован примерами из техники и астрономии. Развиваются идеи сохранения энергии и необратимости процессов. Полученные сведения о состоянии вещества и тепловых явлениях служат основой для разговора о строении Солнечной системы, особенностях состояния вещества на Солнце, планетах земной группы и больших планетах, астероидах, кометах, метеоритах. В этой главе устанавливается связь физики с астрофизикой Солнечной системы. Особое внимание уделяется магнитным явлениям в космосе, магнитосфере Земли и её влиянии на биосферу .
Еще о педагогике:
Методические приемы использования мультимедийных средств обучения на уроках
биологии
Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложн ...
Точное терминологическое и словесное описание стойки на голове с согнутыми
ногами
Стойка на голове с согнутыми ногами выполняется из различных исходных положений и различными способами (толчком ног, силой, махом одной и толчком другой). При выполнении из упора присев толчком ног или силой поставить голову на верхнюю часть лба, прийти в стойку на голове и руках в группировке, уде ...
Функции контроля
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, ...