Интегрированный курс ''физика и астрономия''

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Интегрированный курс ''физика и астрономия''

Страница 1

Согласно закону «Об образовании в РФ», основной в настоящее время является обязательная (9-тилетняя) школа. С целью восстановить ''завершенные'' знания по физике и астрономии по окончании основной школы А.А. Пинский, В.Г. Разумовский и Е.К. Страут разработали интегрированный курс «Физика и астрономия» для 7-9классов. Авторы делают смелую попытку ''снизить возрастную планку'' в изучении астрономии. Основные положения, которые легли в основу концепции этого курса:

при доступной школьникам данного возраста учебный материал должен быть завершенным, т.е. охватывающим основы современного научного знания,

он должен обеспечивать научное миропонимание (природы, техники, преобразующей деятельности человека, проблем охраны окружающей среды и др.),

включать вопросы прикладной физики, сведения о современных технологиях,

формировать у учащихся представления о научных методах исследования и познания природы, необходимые для самостоятельного овладения новыми знаниями и продолжения образования.

Перечислим качества и особенности, которыми обладает курс:

Курс является интегрированным: он включает в себя основные понятия, закономерности и теоретические положения физики, а также основные сведения из астрономии – исторический материал, вопросы астрометрии и астрофизики, строения и развития Вселенной (преодолена трудность интеграции: в физике материал обычно структурируется по фундаментальным теориям, а в астрономии – по изучаемым объектам). Заметим, что создание курса не предполагает отказа от глубокого изучения астрономии в старших классах.

Курс является замкнутым, позволяя построить научную картину мира.

Он учитывает познавательные возможности учащихся данного возраста (12-15 лет).

Курс ориентирован на уровневую (внутреннюю) дифференциацию. Для достижения этого качества учебный материал ранжирован на обязательный (около 60% содержания) и дополнительный (около 40%).

Рассмотрим некоторые особенности содержания материала по астрономии в учебниках «Физика и астрономия»:

7 класс Учебник по сути дела – введение в курс, его изучение рассчитано на 2 учебных часа в неделю. Вначале учащихся знакомят с методами исследования в физике и астрономии; даётся представление о методах измерения физических величин; анализируется история измерения Эрастофеном размеров Земли. Астрономические сведения вводятся в учебнике не изолированно, а в полной связи с физическим материалом. Так, при изучении относительности движения рассматривается видимое движение небесных тел по небосводу в контексте с суточным вращением Земли и её годичным обращением вокруг Солнца. Рассматриваются теории строения Солнечной системы Птолемея и Коперника. После каждой главы учащимся предлагают экспериментальные домашние задания, которые можно выполнить с помощью подручных средств. Задания эти необязательные, их можно выполнить по желанию. Так авторы реализуют дидактический принцип - систему домашних экспериментальных заданий.

8 класс Учебник в большей своей части посвящен строению и свойствам вещества в земных и космических условиях. Его изучение рассчитано на 2-3 учебных часа в неделю. Вводя понятия атома и молекулы, ионов и химических элементов, авторы легко излагают свойства газов, плазмы, кристаллов. В качестве дополнительного материала в теме ''тепловые явления'' даётся рассказ о законах термодинамики, ракетах и реактивных двигателях. Весь материал иллюстрирован примерами из техники и астрономии. Развиваются идеи сохранения энергии и необратимости процессов. Полученные сведения о состоянии вещества и тепловых явлениях служат основой для разговора о строении Солнечной системы, особенностях состояния вещества на Солнце, планетах земной группы и больших планетах, астероидах, кометах, метеоритах. В этой главе устанавливается связь физики с астрофизикой Солнечной системы. Особое внимание уделяется магнитным явлениям в космосе, магнитосфере Земли и её влиянии на биосферу .

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Педагогические условия развития мышления посредством игровых занимательных задач у детей шестого года жизни
Целью формирующей работы является развитие мышление у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач. Задачи: 1. Разработать систему игр и упражнений по развитию мышления у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач. 2. Определить эффективные педагогические у ...

Специфика и функции проблемного обучения
В процессе решения проблемной ситуации усвоение или открытие нового совпадает с такими изменениями психологического состояния субъекта, которые составляют микроэтап в его развитии: 1) открытие неизвестного в проблемной ситуации, совпадает с процессом становления элементарных психологических новообр ...

Приемы работы с клавиатурой
Десятипальцевый метод печати появился в прошлом столетии для пишущих машинок и широко используется сейчас при работе за компьютером. Этот метод позволяет научиться печатать быстро и без ошибок. Десятипальцевым этот метод называется потому, что предполагает строгое распределение клавиш клавиатуры ме ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru