Инновационные подходы к обучению астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Инновационные подходы к обучению астрономии

Что носится в воздухе и чего не требует время, то может возникнуть одновременно в ста головах без всякого заимствования. И. Гёте

Методами, формами, средствами, технологиями, изложенными нами в предыдущем параграфе далеко не кончается широкий спектр возможностей преподавания астрономии. Третье тысячелетие открывает дорогу новому миру, информационно насыщенному, динамичному, нравственному и духовно просветленному. Мы уже писали о новых гранях культурно-образовательного пространства и новых направлениях движения процесса обучения и воспитания гармоничной личности.

Неоднократно учеными, ведущими педагогами, деятелями церкви подчёркивалось, что Россию в начале третьего тысячелетия пропитывают духовно-нравственный и экологический кризис. Выход из этой ситуации видится в формировании нового мировоззрения, которое будет гармонично включать в себя все лучшие достижения духовного опыта человечества, не будет противоречить расширенному сознанию людей и достижениям науки. «Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования» . Особое внимание уделяется сейчас именно духовно-нравственному воспитанию учащихся. Так члены Ассоциации творческих учителей России разработали ряд программ, которые сейчас активно реализуют в жизнь:

Цели и задачи программы – ориентация учащихся на путь духовно-нравственного совершенствования, развитие человека в осознании смысла существования, ответственности за мысли, желания, поступки; формирование целостного восприятия мира на основе этических принципов и др. в программе реализуется синергетический принцип, используется проведение интегрированных уроков. В тематику уроков входит: в 6-7 классах – личность (человек – кто он, счастье, судьба, мечты, бедность и богатство, испытания, честь, достоинство); божественная природа человека; развитие духовных качеств; мир вокруг нас (Космос, Земля, Человечество, семья, друзья, Я). В 8-9 классе: восприятие себя, восприятие других, знания, вера, святость, свобода, любовь, страх, надежда с позиций собственного ''я'' Цели программы: формирование представлений о единой целостной картине мира, раскрывающей Космос не как единый организм, но как организованность, порядок живого организма, восприятие в целостности материи, энергии, Жизни.

Программа синтезирует историю, философию, этику, эстетику, психологию, астрономию. По мнению авторов «именно в школе дети должны узнать о назначении истинных знаний в человеческом обществе, а главное, должны знать, что до глубочайших, иного сокровенных знаний, нужно дорасти, так как высшие знания – верный критерий уровня развития индивидуального сознания». В процессе изучения курса учащиеся отвечают на вопросы: как я воспринимаю себя и других, что я знаю о себе и окружающем мире, что для меня свято. Успешное изучение курса позволяет старшеклассникам уверенно переступить школьный порог и грамотно продолжить процесс самосовершенствования в своей жизни М.И. Шмелькова, заслуженный учитель России так пишет о пособии: «автором разработан методический аппарат, способствующий осмыслению ключевых понятий курса – человек, дух, истина, добро, красота, совесть, свобода, вера, любовь и др. – с учётом возраста и уровня развития учащихся».

О неотделимости этики от астрономии, говорит Ю.И. Журкова в своей программе «Основы жизни», которую преподает в г. Новосибирске. Цель учителя – синтезируя науку, искусство и религию, сформировать у учащихся новое миропонимание; не только объективный мир должен стремиться познать человек, но и мир реальный, гораздо больший. Рассматривая семеричное строение человека, автор знакомит учащихся с воззрениями не только древних, но и проводит связи к науке и религии. Жить сердцем - нести свет – основа и предназначение человека.

Еще о педагогике:

Сущность методической деятельности педагога
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалаь как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность. Согласно первой точке зрения, методическая деятельность, методическая деятел ...

Анализ недостатков сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР
В ходе исследования были достигнуты следующие результаты: 1 ребенок с высоким уровнем сформированности математических представлений и навыков счета; 4 ребенка со средним уровнем сформированности; 5 детей с низким уровнем сформированности математических представлений и навыков счета. Отобразим данны ...

Художественная деятельность детей младшей группы
В формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художестве ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru