Организация экспериментальной работы по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Организация экспериментальной работы по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии

Научный эксперимент по формированию целостного мировоззрения проходил на базе средней школы №39, где в экспериментальную и контрольную группы были взяты ученики 10В математического класса. Одним из условий эффективности формирования мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии является определение уровня сформированности мировоззрения, прогнозирование его дальнейшего развития. Поэтому этапы опытно-экспериментальной работы в качестве обязательной составляющей включали в себя диагностику сформированности системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленных этими взглядами основных жизненных позиций людей, их убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций.

На основе цели эксперимента были поставлены следующие задачи:

с помощью диагностических методик выявить уровень сформированности мировоззрения старшеклассников;

проверить технологию экспериментального обучения;

выявить степень эффективности экспериментального обучения и определить достоверность результатов с помощью диагностических методик.

Эксперимент проводился в 3 этапа. Для проведения первого констатирующего этапа мы провели анкетирование 127 старшеклассников из 5 (10 кл.), 13 (9 кл.), 15 (11 кл.), 25 (10, 11 кл.) и 39 (10 кл.) школ г. Рязани. В школе №39 г. Рязани в роли экспериментального класса был выбран 10В математический класс, где учатся 12 юношей и 23 девушки (всего 35 человек). В задачи этого этапа входило выявить уровень сформированности мировоззрения старшеклассников: их интересы, устремления, цели, ценностные ориентации, идеалы, их отношение к миру, а также продиагностировать глубину понимания старшеклассниками таких мировоззренческих понятий как Человек, Вселенная, Законы Космоса, Жизнь. В программу исследования входило выявление целей, с которыми они ходят в школу, а также отношения ребят к астрономии, определение степени заинтересованности этим предметом и тех вопросов, которые им в той области знаний наиболее интересны и важны. Основным показателем, по которому определялась в дальнейшем эффективность эксперимента, была разность начального и итогового уровней.

Второй формирующий этап эксперимента, на котором осуществлялось экспериментальное обучение, осуществлялся в рамках факультативного курса астрономии, сочетающего в себе и клубную деятельность. На факультатив ходили те ребята из 10В класса, которые проявили повышенный интерес к астрономии и хотели изучать ее, общаясь (в начале эксперимента – 10, в конце – 13). В качестве контрольной группы на этом этапе выступали остальные учащиеся экспериментального класса. Также мы организовали уроки по предмету, содержащие авторские методики, в 11Б и 11Д классах школы № 39. Были использованы возможности общеобразовательных дисциплин (физика, информатика, история, литература) для более активного воздействия на учащихся в ходе некоторых этапов экспериментального обучения. На этом этапе – основном в опытно-экспериментальной работе мы уточняли методы, формы и средства формирования мировоззрения при обучении астрономии. На третьем, проверочном (контрольном) этапе проводился послеэкспериментальный срез с целью выявления динамики развития мировоззрения в результате обучения астрономии и взаимодействия со старшеклассниками. Конечной целью экспериментального исследования явилась разработка методики (технологии) формирования мировоззрения при обучении астрономии, развития духовных качеств личности в рамках курса астрономии путём научно обоснованного построения содержания образования.

Еще о педагогике:

Виды заголовков
В связи с разнообразием заголовков их можно группировать, выделяя виды, образующие устойчивую традицию в истории литературы. В основу классификации А.В. Ламзиной положено соотношение заглавия с традиционно вычленяемыми компонентами произведения: тематическим составом и проблематикой, сюжетом, систе ...

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку
Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению иностранных языков резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностр ...

Взаимодействие с семьей как главный способ приобщения родителей к участию в образовательном процессе
Если раньше детский сад рассматривался многими семьями лишь как выход из затруднительного положения, то сегодня уже мало кто сомневается в его воспитательной роли. Можно предположить, что родители должны только радоваться той педагогической работе, которая в настоящее время проводится в детских сад ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru