Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Страница 1

Констатирующий эксперимент включал в себя анкетирование, в котором приняли участие 7 учеников 9-х, 59 учеников 10-х, 61 ученик 11-х как общеобразовательных, гуманитарных, так и физико-математических классов (14-15-16-17 лет), а также более подробное диагностирование уровня сформированности мировоззрения учеников 10В класса 39 школы, который являлся экспериментальным классом. Мы стремились охватить все уровни дифференциации обучения в школе для получения достоверных результатов.

Полученные данные позволяют говорить о периоде ранней юности как о времени, в котором основной ведущими деятельностями являются учебно-профессиональная и интимно-личностная. Это отражается в целях жизнедеятельности, интересах, ценностных ориентациях старшеклассников. Так, анализируя ответы старшеклассников на вопрос, для чего они ходят в школу, 33,3% из них (исходя из количества выборов у 102 учеников) хотят продолжить учебу в дальнейшем (в вузе, училище, техникуме), а 21,3% - получить знания по предметам, что подтверждает направленность школьников на конструктивное планирование будущего и определяет сферу их интересов. 22,1% старшеклассников приходят в школу для общения, чтобы через других узнать себя. Сравнительные диаграммы целей учебы для старшеклассников экспериментального 10В класса (б) и других, участвующих в анкетировании (а), приведены на рис.

1 – получить знания по предметам, 4 – чтобы пообщаться,

2 – продолжить учёбу в дальнейшем, 5 – просто провести время,

3 – получить представления о мире и его устройстве, 6 – родители заставляют

Рис. Сравнительные диаграммы целей учебы для старшеклассников экспериментального 10В класса /25чел./ (3б) и других, участвующих в анкетировании /102чел./ (3а) а) б)

Умение наладить контакт с окружением совершенствуется именно в этом возрасте, что подтверждает большой процент учащихся, желающих общаться не только за стенами школы, но и внутри неё. Стремления получить представление о мире, его устройстве выявлено у 11,3% старшеклассников. В школу ходят, чтобы просто провести время, 8,4% ребят, а у 3,6% нет собственной мотивации, поэтому их посещать занятия заставляют родители. Это свидетельствует о задержке в своем развитии, некотором инфантильном отношении к жизни, несамостоятельности в решении повседневных задач.

Сравнивая ответы учеников 10В класса с ответами других старшеклассников, мы делаем вывод о том, что цели посещения школы в целом не отличаются от других старшеклассников. Особенность класса – стремление учиться для дальнейшего образования, определяет осознанный выбор ребятами (математического) профиля класса, их самостоятельность в учебе, независимость от родителей. Общие интересы и увлечённость учёбой создают благоприятную атмосферу в классе, что способствует установлению эмоциональных контактов.

Интересы современных старшеклассников разнообразны, что явно следует из их ответов на вопрос о любимых предметах (в школе) (см. таблицу № 5).

Таблица № 5 . Ранжирование предметов по степени важности

предмет

Кол-во выборов

Ранг

контр.

10В

литература

27

4

1

4

физкультура

26

6

2

2

алгебра

25

13

3

1

информатика

21

5

4

3

физика

23

2

4

6

история

20

4

5

4

ОБЖ

20

2

5

6

биология

19

3

6

5

география

10

2

7

6

русский язык

8

-

8

-

астрономия

8

-

8

-

геометрия

7

2

9

6

ин. язык

5

5

10

3

труд

5

-

10

-

ППТ

4

-

11

-

химия

3

3

12

5

черчение

2

-

13

-

автодело

2

-

13

-

экономика

-

2

-

6

Общество знание

1

-

14

-

экология

1

-

14

-

танцы

-

3

-

5

вязание

-

1

-

7

Все

3

-

12

-

не знает

2

-

13

-

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Оригами как средство развития творческих способностей
Задача работы учителей младших школьников — забота о нравственном воспитании детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Педагог в школе имеет дело, прежде всего с целостной личностью ребенка. Каждый интересен своей уникал ...

Организация исследования и характеристика испытуемых
Данное исследование проводилось в детском саду №8 города Норильска с 10 сентября по 20 октября 2005 года с целью выявления особенностей словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. В эксперименте участвовало 10 детей с нормал ...

Задачи и методы воспитания детей раннего возраста
Педагогика раннего детства, основы которой были разработаны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей. В содержание воспитательной работы на раннем возрастном этапе детства входят следующие разделы: соблюдение установленног ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru