Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Результаты диагностики уровня сформированности мировоззрения старшеклассников и их отношения к астрономии

Страница 1

Констатирующий эксперимент включал в себя анкетирование, в котором приняли участие 7 учеников 9-х, 59 учеников 10-х, 61 ученик 11-х как общеобразовательных, гуманитарных, так и физико-математических классов (14-15-16-17 лет), а также более подробное диагностирование уровня сформированности мировоззрения учеников 10В класса 39 школы, который являлся экспериментальным классом. Мы стремились охватить все уровни дифференциации обучения в школе для получения достоверных результатов.

Полученные данные позволяют говорить о периоде ранней юности как о времени, в котором основной ведущими деятельностями являются учебно-профессиональная и интимно-личностная. Это отражается в целях жизнедеятельности, интересах, ценностных ориентациях старшеклассников. Так, анализируя ответы старшеклассников на вопрос, для чего они ходят в школу, 33,3% из них (исходя из количества выборов у 102 учеников) хотят продолжить учебу в дальнейшем (в вузе, училище, техникуме), а 21,3% - получить знания по предметам, что подтверждает направленность школьников на конструктивное планирование будущего и определяет сферу их интересов. 22,1% старшеклассников приходят в школу для общения, чтобы через других узнать себя. Сравнительные диаграммы целей учебы для старшеклассников экспериментального 10В класса (б) и других, участвующих в анкетировании (а), приведены на рис.

1 – получить знания по предметам, 4 – чтобы пообщаться,

2 – продолжить учёбу в дальнейшем, 5 – просто провести время,

3 – получить представления о мире и его устройстве, 6 – родители заставляют

Рис. Сравнительные диаграммы целей учебы для старшеклассников экспериментального 10В класса /25чел./ (3б) и других, участвующих в анкетировании /102чел./ (3а) а) б)

Умение наладить контакт с окружением совершенствуется именно в этом возрасте, что подтверждает большой процент учащихся, желающих общаться не только за стенами школы, но и внутри неё. Стремления получить представление о мире, его устройстве выявлено у 11,3% старшеклассников. В школу ходят, чтобы просто провести время, 8,4% ребят, а у 3,6% нет собственной мотивации, поэтому их посещать занятия заставляют родители. Это свидетельствует о задержке в своем развитии, некотором инфантильном отношении к жизни, несамостоятельности в решении повседневных задач.

Сравнивая ответы учеников 10В класса с ответами других старшеклассников, мы делаем вывод о том, что цели посещения школы в целом не отличаются от других старшеклассников. Особенность класса – стремление учиться для дальнейшего образования, определяет осознанный выбор ребятами (математического) профиля класса, их самостоятельность в учебе, независимость от родителей. Общие интересы и увлечённость учёбой создают благоприятную атмосферу в классе, что способствует установлению эмоциональных контактов.

Интересы современных старшеклассников разнообразны, что явно следует из их ответов на вопрос о любимых предметах (в школе) (см. таблицу № 5).

Таблица № 5 . Ранжирование предметов по степени важности

предмет

Кол-во выборов

Ранг

контр.

10В

литература

27

4

1

4

физкультура

26

6

2

2

алгебра

25

13

3

1

информатика

21

5

4

3

физика

23

2

4

6

история

20

4

5

4

ОБЖ

20

2

5

6

биология

19

3

6

5

география

10

2

7

6

русский язык

8

-

8

-

астрономия

8

-

8

-

геометрия

7

2

9

6

ин. язык

5

5

10

3

труд

5

-

10

-

ППТ

4

-

11

-

химия

3

3

12

5

черчение

2

-

13

-

автодело

2

-

13

-

экономика

-

2

-

6

Общество знание

1

-

14

-

экология

1

-

14

-

танцы

-

3

-

5

вязание

-

1

-

7

Все

3

-

12

-

не знает

2

-

13

-

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Психолого-педагогические аспекты применения дидактических игр в воспитании детей среднего дошкольного возраста
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. Для средних дошкольников в игре главное - отношения между людьми, игровые действия производя ...

Развитие творческих способностей младших школьников
При современном развитии науки и техники, увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших технологий. Одним из путей такого совершенствования является разр ...

Методика устранения аграмматической дислексии
Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах в процессе чтения и связана с недоразвитием грамматического строя речи, с несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Учитывая проявления и механизмы аграмматической дислексии, логопедическая работа по коррекции этих нарушени ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru