Как уже отмечалось нами, формирование образа «Я» через идентификацию порождает определенный механизм выделения себя, дистанциирование от других, что проявляется в своеобразии мышления (ментальности), в социальных представлениях, ценностно-смысловой сфере; мотивационной сфере; направленности, жизненном пути и целях.
В становлении мировоззрения старшеклассника выражается социальный быт человечества, связанный с реализацией базовых, универсальных принципов бытия человека; отношений с природой, процесс становления члена социума, личностное самоопределение. Это процесс становления «Я», некая универсальная модель восприятия окружающей действительности. Чрезвычайно велик арсенал диагностических средств, позволяющих говорить о процессе формирования личности в ранней юности. В своём исследовании мы должны раскрыть мировоззренческие установки старшеклассников, осуществив социально-психологическую диагностику их ментальных характеристик, ценностно-смысловой и мотивационной сферы, направленности и жизненных целей.
Ценность — явное или неявное представление о желательном, которое влияет на выбор из возможных вариантов, типов, средств и целей действий. В то же время ценности связаны со смыслом жизни человека. По словам В.Франкла, есть «смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсали смысла. Обладание ценностями облегчает для человека поиск смысла».
Смысловая сфера представляет собой сложную структуру, несводимую к однотипным элементам. Ее составляющие отличаются различным уровнем осознанности, динамикой изменений и спецификой воздействия на поведение. В смысловой сфере выделяют такие структуры, как личностный смысл, смысловая установка, смысловая диспозиция, личностная ценность, смыслообразующий мотив и смысловой конструкт.
Смысл жизни личности всегда может быть найден. Составляющие смысла жизни при этом они разбиваются на две группы:
смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией. Нетрудно увидеть, что эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым).
два аспекта внутреннего локуса контроля: один характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль (образ Я).
Тест смыеложизненных ориентации, включает пять субшкал:
1. Цели в жизни.
2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.
3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.
4. Локус контроля Я (Я — хозяин жизни), контролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля-жизни или управляемость жизни.
Мы выбрали эту методику благодаря её малому объему (20 пунктов опросника), хорошей интерпретации, позволяющей выявить общие показатели осмысленности жизни, дающие информацию о сформированности целей жизни, ответственности за будущее, удовлетворённости жизнью, восприятии школьником происходящих процессов вокруг и в себе, ответственности за свою жизнь, вере в себя и других.
Методика «Карта моих целей» (МЦПСО) даёт ценную информацию о сформированности жизненных целей у испытуемого, о том, какие цели ставит он перед собой (долгосрочные, среднесрочные, короткосрочные), об основных мотивах, которыми руководствуется по жизни, о продуманности путей достижения своей цели. Мы считаем плюсом данной методики удобство восприятия испытуемым самого задания, представленного в виде дороги к конечному пункту – цели с остановками-флажками для лучшего (поэтапного) передвижения.
Еще о педагогике:
Положение о правилах внутреннего распорядка для студентов алматинской
академии экономики и статистики
Права и обязанности студентов академии 1.1. Студенты академии имеют право: 1.1.1. Пользоваться лабораториями, кабинетами, аудиториями, читальными залами, библиотеками, информационно-коммуникационными отделами и другими учебными и учебно-вспомогательными учреждениями, а также спортивными базами, соо ...
Моторная алалия
Это наиболее стойкое речевое недоразвитие, наблюдаемое в случаях, когда имеет место поражение или недоразвитие речевых зон коры головного мозга. У таких детей отмечается позднее (после 2,5-3 лет) начало речи, медленное пополнение словарного запаса, активное пользование в речи мимикой и жестами. В ш ...
Физические модели при введении понятия интеграла
Рассмотрим выше описанные подходы на наиболее распространенных среди авторов учебников примерах физических моделей из разных разделов физики (механика, электродинамика, кинематика и др.). Интеграл как предел интегральных сумм. 1. Работа переменной силы. Довольно распространенный пример практической ...