Отбор диагностических методик

Страница 1

Как уже отмечалось нами, формирование образа «Я» через идентификацию порождает определенный механизм выделения себя, дистанциирование от других, что проявляется в своеобразии мышления (ментальности), в социальных представлениях, ценностно-смысловой сфере; мотивационной сфере; направленности, жизненном пути и целях.

В становлении мировоззрения старшеклассника выражается социальный быт человечества, связанный с реализацией базовых, универсальных принципов бытия человека; отношений с природой, процесс становления члена социума, личностное самоопределение. Это процесс становления «Я», некая универсальная модель восприятия окружающей действительности. Чрезвычайно велик арсенал диагностических средств, позволяющих говорить о процессе формирования личности в ранней юности. В своём исследовании мы должны раскрыть мировоззренческие установки старшеклассников, осуществив социально-психологическую диагностику их ментальных характеристик, ценностно-смысловой и мотивационной сферы, направленности и жизненных целей.

Ценность — явное или неявное представление о желательном, которое влияет на выбор из возможных вариантов, типов, средств и целей действий. В то же время ценности связаны со смыслом жизни человека. По словам В.Франкла, есть «смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсали смысла. Обладание ценностями облегчает для человека поиск смысла».

Смысловая сфера представляет собой сложную структуру, несводимую к однотипным элементам. Ее составляющие отличаются различным уровнем осознанности, динамикой изменений и спецификой воздействия на поведение. В смысловой сфере выделяют такие структуры, как личностный смысл, смысловая установка, смысловая диспозиция, личностная ценность, смыслообразующий мотив и смысловой конструкт.

Смысл жизни личности всегда может быть найден. Составляющие смысла жизни при этом они разбиваются на две группы:

смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией. Нетрудно увидеть, что эти три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым).

два аспекта внутреннего локуса контроля: один характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль (образ Я).

Тест смыеложизненных ориентации, включает пять субшкал:

1. Цели в жизни.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией.

4. Локус контроля Я (Я — хозяин жизни), контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизни или управляемость жизни.

Мы выбрали эту методику благодаря её малому объему (20 пунктов опросника), хорошей интерпретации, позволяющей выявить общие показатели осмысленности жизни, дающие информацию о сформированности целей жизни, ответственности за будущее, удовлетворённости жизнью, восприятии школьником происходящих процессов вокруг и в себе, ответственности за свою жизнь, вере в себя и других.

Методика «Карта моих целей» (МЦПСО) даёт ценную информацию о сформированности жизненных целей у испытуемого, о том, какие цели ставит он перед собой (долгосрочные, среднесрочные, короткосрочные), об основных мотивах, которыми руководствуется по жизни, о продуманности путей достижения своей цели. Мы считаем плюсом данной методики удобство восприятия испытуемым самого задания, представленного в виде дороги к конечному пункту – цели с остановками-флажками для лучшего (поэтапного) передвижения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Анализ практического применения методики обучения решению текстовых задач алгебраическим способом
Итак, задачи (в широком смысле этого слова) играют огромную роль в жизни человека. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставят перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю жизнь. Мышление человека главным образом состоит из постановки и ...

Причины нарушений осанки
Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, назовем лишь некоторые: 1. Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенк ...

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника и возможности использования самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира»
«Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отн ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru