Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии

Страница 1

Методические рекомендации и авторская программа

Итак, синергетически-целостное обучение и воспитание становятся реальностью, необходимым условием для их осуществления является изменение мировоззрения человека, понимание цельности развития его и космоса, взаимосвязи Жизни и Движения. Мы говорим о выстраивании знаний, ничуть не умаляя заслуг предшествующих учёных и просветителей, в единую упорядоченную систему. И астрономия как предмет или дополнительный курс, имеет здесь определяющее значение. Именно на уроках, занятиях по астрономии развивающийся Человек осознаёт многообразие форм во Вселенной; приближается к пониманию Бесконечности и Беспредельности бытия; погружается в живой процесс исследования развития мира, заглядывая в прошлое Космоса, знакомясь с многообразными проявлениями материи, энергии, информации. Именно здесь можно узнать о современной теории происхождения Вселенной, о процессах, протекающих в недрах звёзд и других объектов космоса, о современном состоянии Солнечной системы, почувствовать себя ответственным за происходящее на Земле (в сопоставлении с глобальными процессами космогенезиса), поразмышлять о своём будущем, будущем страны, планеты, Космоса.

Опираясь на концепцию, изложенную нами выше и утверждая эволюционность процесса обучения, мы в первую очередь говорим о том, что содержание курса астрономии должно быть построено по принципу замкнутой спирали, витки которой ведут ребёнка от общего к частному и вновь возвращают к общему.

Такой принцип заложен в методику панорамного обучения, анализируемую нами ранее. Рассмотрим с позиций формирования целостного мировоззрения учебный процесс по астрономии. Учитывая тенденции гуманитаризации курса и сведения его до минимума, мы предлагаем использовать методику панорамного обучения астрономии в тех классах, где предмету отводится 0.5 часа в неделю, то есть 17 часов (1 полугодие в 11классе школы) – на изучение всей науки о Вселенной. Школьная программа по предмету содержит 5 основных разделов: «Введение в астрономию», «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звёзды», «Строение и эволюция Вселенной». Отводя по одному уроку на введение и заключение, планируя провести две контрольные работы (выявление навыков решать астрономические задачи), можно организовать остальные 13 часов следующим образом (посвятив панорамному изучению материала 3 урока):

1 этап – панорамный обзор курса Урок № 1. Введение в астрономию

Основные вводимые понятия: предмет астрономии, связь её с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Методы астрономии. Устройство телескопов.

Рекомендуемая литература и средства обучения: основным считаем материал учебника Воронцова- Вельяминова, а дополнительными источниками - энциклопедии, видеофильмы «Звёздные ориентиры», «Самая древняя наука», позволяющие за малое количество времени получить максимум полезных сведений о Вселенной (по данной теме урока). Мы составили данные рекомендации, исходя из приведённого выше (в главе 2) анализа учебников, литературы и других средств изучения астрономии.

Домашнее задание предполагает ориентацию учеников на получение новых знаний с закреплением пройденного материала и может быть дано в творческой форме. Такой способ ''повторения'' реализуется частично исследовательским методом как способом творческой деятельности школьников. На следующий урок целесообразно задать нарисовать созвездие на альбомном листе (доставшееся по жребию, например, или по договоренности о не повторяемости их у учащихся), соблюдая его пропорции на небе, дать краткую характеристику созвездия в письменном виде (где расположено, почему так названо, есть или были другие названия, какие звёзды входят в созвездие, чем оно знаменательно, какими приборами, когда и как его лучше всего наблюдать).

Следует отметить, что для мотивации учения и познания нового в ряде классов можно использовать рейтинговую систему оценки знаний. Правила получения отметок учитель рассказывает на первом уроке. За курс нужно набрать 100 баллов. За каждое домашнее задание ученик может получить по этой системе 1-2 балла, при творческом подходе, умении синтезировать знания, при оригинальном преподнесении материала – 3 балла. На контрольных работах можно получить максимум 10 баллов. Это соответствует отметкам: 1,2,3,4-2; 5,6-3; 7,8-4; 9,10-5. При написании работы на 1,2,3,4,5,6 ученик должен выполнить её (другой вариант) ещё раз. На каждом уроке, включая панорамные, по рейтинговой системе ученик может получить 1,2,3,4,5 баллов, что соответствует отметкам: 1,2 –3; 3,4 –4; 5-5. Также ученик имеет возможность создать проект (синтез реферата и практической работы), за который может получить 10 баллов. Максимальное количество набранных баллов – 140. Для получения отличной и хорошей отметок по предмету астрономия нужно: активно участвовать в обсуждении проблем астрономии, делать все домашние задания, написать хорошо проверочные работы. Выражая эти требования на языке чисел, получаем цифру 100, которой нужно достичь для получения 4, и 120 – для получения 5. Конечно, можно снизить цифровую планку до 90-100-110, но тогда интерес ''попасть в сотню'' выражен до конца не будет, а главное, возможность творческого развития, например в домашних заданиях, реализуется не до конца.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Взаимосвязь мелкой моторики и функций мозга и использование этой взаимосвязи в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста
Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие ВНД ребёнка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путём жестов – указывающих, изображающих, очерчивающих, оборонител ...

Понятия «Проектная деятельность» и «Метод проекта»
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новы ...

Характеристика здоровьесберегающих технологий
При внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, которые предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья учащихся, формирование у них ценностного отношения к своему здоровью, происходит организ ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru