Анализ содержания школьных учебников по астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ содержания школьных учебников по астрономии

Проанализируем более подробно содержание учебников Б.А. Воронцова-Вельяминова (2001), Е. П. Левитана (1994), А. В. Засова и Э. В. Кононовича(1993) и самоучитель Д. Моше ''Астрономия'', курс которого легко можно использовать и как учебник по предмету (ограничимся этими учебниками как наиболее часто встречающимися в школьной практике).

Рассматривая содержание учебников с позиции формирования мировоззрения отметим, что чёткую естественнонаучную картину мира, опирающуюся на математически построенные и лаконичные факты, развивает Е.П. Левитан. Он делает акцент на нужности понимания астрономии для взаимосвязи человека и космоса. Более гуманитаризированно, не используя часто режущих слух ''сухих'' математических понятий, строит естественнонаучную мировоззренческую картину на современных открытиях Б.А. Воронцов-Вельяминов. Его учебник отличают богатство ярких примеров, фотографий, таблиц, онтогенетический подход в изложении материала, т.е. поэтапное изложение открытий человека наряду с развитием науки о вселенной и познание природы в историческом процессе. Учебник А.В. Засова - Е.В. Кононовича информационно ёмок, но материал, на наш взгляд, не структурирован, и целостной картины вселенной может быть не сложено. Д. Моше, синтезируя открытия в астрономии, физике, биологии, химии и других смежных науках, литературные очерки и стихотворения, структурированно выстраивает курс, исходя из эволюционного развития вселенной. В начале даются азы владения методами астрономии. В литературном изложении, реализации диалога с читателем, и оригинальности представления ученику первых точных знаний о Солнечной системе выделяется именно самоучитель. В лаконичности изложения материала, богатстве примеров не уступает учебник Воронцова-Вельяминова, дающий помимо сведений об истории открытий небесных объектов, заслугах летательных аппаратов информацию о великих творцах науки о Вселенной и современных достижениях науки (приборы с зарядовой связью, результаты полётов «Аполлонов», проект создания на Луне крупной орбитальной базы, информацию о слиянии двойных галактик и выбросе вещества из ядра галактики (джеты)). Целостность изложения – отличительный признак этого учебника. Интегративное, детальное изложение материала с выводами по каждой главе отличает учебник Е.П. Левитана. Гуманитаризация курса астрономии связывается с глубоким рассмотрением многоаспектной проблемы «Человек и Вселенная».

Во всех учебниках, за исключением самоучителя Д. Моше, материал сгруппирован традиционно – по объектам, обязательно проведение астрономических наблюдений, использование межпредметных связей, а в содержательном плане – увеличение доли астрофизического материала, внегалактической астрономии.

Еще о педагогике:

Мультимедийная презентация. Требования к созданию мультимедийной презентации
Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слух ...

Направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей. Работа по формированию ЗОЖ в общеобразовательном учреждении должна вестись в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики : · Принцип ненанесения вреда. · Принцип приоритета действительной ...

Сценарии физкультурно-оздоровительных мероприятий
Спортивный праздник «День игры» Цель: продолжать развивать любовь к спорту и физическим упражнениям; оптимизировать двигательную активность воспитанников. Задачи: развивать волевые качества, учить трудолюбию, взаимовыручке; активизировать мыслительную деятельность, фантазию, воображение. Предварите ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru