Анализ содержания школьных учебников по астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ содержания школьных учебников по астрономии

Проанализируем более подробно содержание учебников Б.А. Воронцова-Вельяминова (2001), Е. П. Левитана (1994), А. В. Засова и Э. В. Кононовича(1993) и самоучитель Д. Моше ''Астрономия'', курс которого легко можно использовать и как учебник по предмету (ограничимся этими учебниками как наиболее часто встречающимися в школьной практике).

Рассматривая содержание учебников с позиции формирования мировоззрения отметим, что чёткую естественнонаучную картину мира, опирающуюся на математически построенные и лаконичные факты, развивает Е.П. Левитан. Он делает акцент на нужности понимания астрономии для взаимосвязи человека и космоса. Более гуманитаризированно, не используя часто режущих слух ''сухих'' математических понятий, строит естественнонаучную мировоззренческую картину на современных открытиях Б.А. Воронцов-Вельяминов. Его учебник отличают богатство ярких примеров, фотографий, таблиц, онтогенетический подход в изложении материала, т.е. поэтапное изложение открытий человека наряду с развитием науки о вселенной и познание природы в историческом процессе. Учебник А.В. Засова - Е.В. Кононовича информационно ёмок, но материал, на наш взгляд, не структурирован, и целостной картины вселенной может быть не сложено. Д. Моше, синтезируя открытия в астрономии, физике, биологии, химии и других смежных науках, литературные очерки и стихотворения, структурированно выстраивает курс, исходя из эволюционного развития вселенной. В начале даются азы владения методами астрономии. В литературном изложении, реализации диалога с читателем, и оригинальности представления ученику первых точных знаний о Солнечной системе выделяется именно самоучитель. В лаконичности изложения материала, богатстве примеров не уступает учебник Воронцова-Вельяминова, дающий помимо сведений об истории открытий небесных объектов, заслугах летательных аппаратов информацию о великих творцах науки о Вселенной и современных достижениях науки (приборы с зарядовой связью, результаты полётов «Аполлонов», проект создания на Луне крупной орбитальной базы, информацию о слиянии двойных галактик и выбросе вещества из ядра галактики (джеты)). Целостность изложения – отличительный признак этого учебника. Интегративное, детальное изложение материала с выводами по каждой главе отличает учебник Е.П. Левитана. Гуманитаризация курса астрономии связывается с глубоким рассмотрением многоаспектной проблемы «Человек и Вселенная».

Во всех учебниках, за исключением самоучителя Д. Моше, материал сгруппирован традиционно – по объектам, обязательно проведение астрономических наблюдений, использование межпредметных связей, а в содержательном плане – увеличение доли астрофизического материала, внегалактической астрономии.

Еще о педагогике:

Особенности учебно-воспитательного процесса в годы войны
Условия военного времени наложили существенный отпечаток на учебно-воспитательный процесс в школе. Занятия проходили при остром дефиците учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. Из-за недостатка бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ученические ручки ...

Понятие "быстрого чтения"
В одной из заметок "Литературная газета" писала: "Пять тысяч знаков в минуту - такова скорость чтения у инженера Блохина. Объясняя сущность своего метода, Блохин сказал: "Я никогда не задумываюсь над прочитанным"". Люди читают сотни веков, но только в наше время со все ...

Методы проблемного обучения и последовательность их применения в учебном процессе
Уровень проблемное™ ситуаций зависит и от того, какими методами и в каких формах учебной работы реализуется принцип проблемное™. Различие методов, обеспечивающих усвоение опыта творческой деятельности определяется постепенностью его овладением учениками. Исследовательский, частично-поисковый методы ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru