Большой интерес представляет для учителей астрономии и других предметов панорамная методика обучения при классно-урочной системе, основанная на природосообразных принципах, реализованная на субъект-субъектных отношениях. Суть методики состоит в том, что учащиеся за короткий промежуток времени знакомятся с содержанием всего учебника: перед учениками раскрывается его панорама. Так осуществляется целостность восприятия дисциплины, её логика.
Ученики знакомятся с терминологией предмета. Выучивают наизусть правила, осознанные и подкрепленные одним-двумя примерами. Это условия для последующего творческого усвоения учебного материала в системе субъект-субъектных отношений. Затем класс возвращается к началу учебника и начинается детальное изучение материала. К данному периоду уровень общения на языке предмета значительно выше; ученики уже владеют ''панорамными знаниями'' в объеме материала всего учебника. В связи с этим меняется и структура урока. Вопросы отвечающему задают сами ученики. Одним из положительных моментов данной методики является ускорения саморазвития учеников:
ученик актуализирует, анализирует, дифференцирует свой интеллектуальный потенциал (или текст учебника)
ученик должен адаптировать выбранный материал и корректно сформулировать вопрос для отвечающего ученика
заинтересованное ожидание и отслеживание ответа товарища, анализ его соответствия правильному развивают в школьнике умение встать на место другого.
По нашему мнению, подобная система соответствует познавательной деятельности ребёнка и природосообразному принципу его развития. Мы считаем плюсами данной методики:
прерогатива учителя переходит к ученикам и свидетельствует о блестящем знании ими учебного материала,
дозированная помощь со стороны товарищей исключает прямую подсказку и способствует личностному становлению учащихся, (''легально'' помогающим на уроке другим),
обязательность предоставления дозированной помощи исключает возможность ''каверзных'' и злых вопросов,
роль учителя-новатора ответственна тем, что он задаёт образцы наводящих вопросов, формируя тем самым систему демократического и логического мышления, воспитывая свободу высказываний, учитель – сотрудник и консультант лучше, чем учитель – дирижер и директор,
повышается активность учащихся на уроках.
Существует определённая система знаков, помогающая учителю и учащимся проблемно изучать материал. Об этой методике можно подробнее узнать в сборнике материалов научно-практической конференции «Культурное пространство и духовный мир педагога».
На уроках астрономии в 11 классе для гуманитарных и общеобразовательных классов данную методику реализовать вполне приемлемо. Учитывая тенденции сокращения часов на астрономию и стремление учителей к переходу на реферативную форму отчетности, панорамная методика позволит в сжатой форме пройти курс, а в оставшееся время посвятить самопознанию учащихся и углублению знаний по интересующим их проблемам во Вселенной, это значительно повысит, на наш взгляд, качество обучения астрономии.
Еще о педагогике:
Условия для формирования правильной осанки в ДОУ
Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое не является необратимым процессом, а подлежит исправлению. Исправление осанки – кропотливая комплексная работа, которая включает в себя целый комплекс мероприятий. Огромное значение имеет профилактика нарушений осанки, особенно в детском ...
Клиническая характеристика детей с умственной отсталостью младшего
школьного возраста
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, им ...
Основные способы чтения и нормативы их
скорости
В зависимости от поставленной цели различают и используют различные способы чтения, среди которых основными являются следующие. Углубленное - при котором обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считае ...