Методика панорамного обучения

Большой интерес представляет для учителей астрономии и других предметов панорамная методика обучения при классно-урочной системе, основанная на природосообразных принципах, реализованная на субъект-субъектных отношениях. Суть методики состоит в том, что учащиеся за короткий промежуток времени знакомятся с содержанием всего учебника: перед учениками раскрывается его панорама. Так осуществляется целостность восприятия дисциплины, её логика.

Ученики знакомятся с терминологией предмета. Выучивают наизусть правила, осознанные и подкрепленные одним-двумя примерами. Это условия для последующего творческого усвоения учебного материала в системе субъект-субъектных отношений. Затем класс возвращается к началу учебника и начинается детальное изучение материала. К данному периоду уровень общения на языке предмета значительно выше; ученики уже владеют ''панорамными знаниями'' в объеме материала всего учебника. В связи с этим меняется и структура урока. Вопросы отвечающему задают сами ученики. Одним из положительных моментов данной методики является ускорения саморазвития учеников:

ученик актуализирует, анализирует, дифференцирует свой интеллектуальный потенциал (или текст учебника)

ученик должен адаптировать выбранный материал и корректно сформулировать вопрос для отвечающего ученика

заинтересованное ожидание и отслеживание ответа товарища, анализ его соответствия правильному развивают в школьнике умение встать на место другого.

По нашему мнению, подобная система соответствует познавательной деятельности ребёнка и природосообразному принципу его развития. Мы считаем плюсами данной методики:

прерогатива учителя переходит к ученикам и свидетельствует о блестящем знании ими учебного материала,

дозированная помощь со стороны товарищей исключает прямую подсказку и способствует личностному становлению учащихся, (''легально'' помогающим на уроке другим),

обязательность предоставления дозированной помощи исключает возможность ''каверзных'' и злых вопросов,

роль учителя-новатора ответственна тем, что он задаёт образцы наводящих вопросов, формируя тем самым систему демократического и логического мышления, воспитывая свободу высказываний, учитель – сотрудник и консультант лучше, чем учитель – дирижер и директор,

повышается активность учащихся на уроках.

Существует определённая система знаков, помогающая учителю и учащимся проблемно изучать материал. Об этой методике можно подробнее узнать в сборнике материалов научно-практической конференции «Культурное пространство и духовный мир педагога».

На уроках астрономии в 11 классе для гуманитарных и общеобразовательных классов данную методику реализовать вполне приемлемо. Учитывая тенденции сокращения часов на астрономию и стремление учителей к переходу на реферативную форму отчетности, панорамная методика позволит в сжатой форме пройти курс, а в оставшееся время посвятить самопознанию учащихся и углублению знаний по интересующим их проблемам во Вселенной, это значительно повысит, на наш взгляд, качество обучения астрономии.

Еще о педагогике:

Педагогические требования к построению пространства кабинета информатики
Помимо организационных требований кабинет информатики предъявляет и педагогические требования к построению пространства кабинета. Согласно, учебные помещения должны включать: рабочую зону, рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств ...

Нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений
Целостность и системность воспитательного процесса предполагает превращение всех родителей в активных и сознательных участников воспитания подрастающего поколения. Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. З ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы
Общепризнано, что дети развиваются в процессе роста. Однако понимание закономерностей, по которым происходит это развитие, нередко носит ошибочный характер. На протяжении многих лет некоторые авторы придерживались той точки зрения, что все свойства, характеризующие взрослого человека, заложены уже ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru