Методика панорамного обучения

Большой интерес представляет для учителей астрономии и других предметов панорамная методика обучения при классно-урочной системе, основанная на природосообразных принципах, реализованная на субъект-субъектных отношениях. Суть методики состоит в том, что учащиеся за короткий промежуток времени знакомятся с содержанием всего учебника: перед учениками раскрывается его панорама. Так осуществляется целостность восприятия дисциплины, её логика.

Ученики знакомятся с терминологией предмета. Выучивают наизусть правила, осознанные и подкрепленные одним-двумя примерами. Это условия для последующего творческого усвоения учебного материала в системе субъект-субъектных отношений. Затем класс возвращается к началу учебника и начинается детальное изучение материала. К данному периоду уровень общения на языке предмета значительно выше; ученики уже владеют ''панорамными знаниями'' в объеме материала всего учебника. В связи с этим меняется и структура урока. Вопросы отвечающему задают сами ученики. Одним из положительных моментов данной методики является ускорения саморазвития учеников:

ученик актуализирует, анализирует, дифференцирует свой интеллектуальный потенциал (или текст учебника)

ученик должен адаптировать выбранный материал и корректно сформулировать вопрос для отвечающего ученика

заинтересованное ожидание и отслеживание ответа товарища, анализ его соответствия правильному развивают в школьнике умение встать на место другого.

По нашему мнению, подобная система соответствует познавательной деятельности ребёнка и природосообразному принципу его развития. Мы считаем плюсами данной методики:

прерогатива учителя переходит к ученикам и свидетельствует о блестящем знании ими учебного материала,

дозированная помощь со стороны товарищей исключает прямую подсказку и способствует личностному становлению учащихся, (''легально'' помогающим на уроке другим),

обязательность предоставления дозированной помощи исключает возможность ''каверзных'' и злых вопросов,

роль учителя-новатора ответственна тем, что он задаёт образцы наводящих вопросов, формируя тем самым систему демократического и логического мышления, воспитывая свободу высказываний, учитель – сотрудник и консультант лучше, чем учитель – дирижер и директор,

повышается активность учащихся на уроках.

Существует определённая система знаков, помогающая учителю и учащимся проблемно изучать материал. Об этой методике можно подробнее узнать в сборнике материалов научно-практической конференции «Культурное пространство и духовный мир педагога».

На уроках астрономии в 11 классе для гуманитарных и общеобразовательных классов данную методику реализовать вполне приемлемо. Учитывая тенденции сокращения часов на астрономию и стремление учителей к переходу на реферативную форму отчетности, панорамная методика позволит в сжатой форме пройти курс, а в оставшееся время посвятить самопознанию учащихся и углублению знаний по интересующим их проблемам во Вселенной, это значительно повысит, на наш взгляд, качество обучения астрономии.

Еще о педагогике:

Гуманистические идеи в современной педагогике
Школа как общественно-государственный институт впитывает и отражает то социальное устройство, в котором она существует. Учитель, педагог, как профессионал, владеющий соответствующими педагогической техникой и знанием, может лишь отчасти влиять на этот процесс. Все больше педагогов понимают: чтобы о ...

Современная русская риторика
Риторическое образование - одно из наиболее перспективных и значимых среди современных лингводидактических направлений, имеющих целью формирование и воспитание хорошей и грамотной, убедительной и эффективной речи. В 1997 году была создана Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учите ...

Роль психологической службы в построении отношений школьников с преподавателем
Психологическая служба в лицее N 3 существует с 1991 года. Школьные психологи являются связующим звеном между психологической наукой и школьной практикой. В процессе становления службы определились основные функции ее деятельности: 1.Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru