Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников

Страница 1

В формировании личности участвуют все звенья системы образования школы, училища, средние специальные и высшие учебные заведения.

Школа должна развивать у учащихся трудолюбие, богатый внутренний мир, чувство долга, прямоту и честность в поведении, волю, умение прийти на помощь другому, интерес к активному участию в развитии и защите общества. Школа призвана привить человеку эти чувства на всю жизнь.

Обучение — важнейший фактор воспитания. Обучение – это система организации способов передачи индивиду общественно-исторического опыта, выработанного в процессе социальной практики, знаний, умений, способностей, видов и способов деятельности. П.И. Пидкасистый определяет обучение как общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности, так как понятие «общение» несомненно шире понятия «обучение», но любой акт обучения – это общение. Следует отметить, что процесс обучения двусторонен: преподавание – деятельность учителя и учение – деятельность учеников. Таким образом, «обучение есть процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определённые знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества».

П.И. Пидкасистый также пишет, что движущей силой такого обучения являются противоречия. Центральным из них является противоречие между возникающими у обучающихся (под влиянием учителя) потребностями в усвоении недостающих, необходимых знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. «На основе разрешения этого противоречия путём умелого подбора учителем средств обучения осуществляется развитие учащихся, их возможностей. Это центральное противоречие можно разделить на частные:

между ранее усвоенным и изучаемым,

научными знаниями и обыденно-житейскими,

учебно-познавательными, исследовательскими действиями и научными знаниями, между знанием и формированием навыков, умений».

Обучение можно определить и как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управление ею, так как воздействия учителя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом заранее поставленной цели, и управляют этой активностью.

Процесс обучения являет собой целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования школьников (как единого процесса духовного и физического формирования личности, процесса социализации и становления мировоззрения, сознательно ориентированных на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее чётко зафиксированные в общественном сознании эталоны). Необходимо отметить, что взаимосвязь между воспитанием и обучением (так же, как и между воспитанием и развитием, обучением и развитием) является объективной закономерностью.

Условием повышения воспитательной функции обучения является связь школы с жизнью. На тесную связь обучения и воспитания указывает Ю. К. Бабанский: «Центральной воспитательной задачей обучения является формирование у школьников диалектико-материалистического мировоззрения, в котором как бы синтезируются все стороны воспитанности личности, ее научная, философская, идейная, нравственная, эстетическая и практическая подготовленность».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Рисунок мелом на классной доске
Наибольшее распространение рисунок мелом на классной доске получил во второй половине XIX века, т.е. в тот период, когда рисование было введено в школах, как обще образовательный предмет. Историки считают, что одним из первых педагогов, который предложил использовать классную доску и мел на первона ...

Речевое развитие нормальных детей
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить ...

Методы и формы контроля
Почему вместо контроля сегодня речь все больше идет о диагно­стике? Чем вызван пересмотр традиционных методов контролиро­вания? Это связано с набирающей силу гуманизацией учебно-вос­питательного процесса. Если в условиях авторитарного воспитания объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru