Совершим небольшой исторический экскурс в древность этой науки и проследим развитие её преподавания в онтогенезе человечества. Научные источники почти ничего не сохранили о системе преподавания астрономии в школе, и во многих изданиях мы встречаем начало появления этой науки с Древней Греции. Но, используя культурно-эстетические связи астрономии с другими предметами (математика, литература, искусство, физика и др.), мы можем сказать, что образованность людей Древнего Египта могла бы поразить нас. Так на саркофаге одной из мумий, находящихся сейчас в Британском Музее, изображён зодиак с точными местонахождениями планет во время осеннего равноденствия в 1722 году до н.э. Профессор О.М. Митчелл, астроном, рассчитал точное положение небесных тел, входящих в Солнечную систему, в указанное время. «В результате… оказалось, что 7-го октября 1722г. до Р.Х. луна и планеты занимали точные места, соответствующие изображённым на саркофаге в Британском Музее». Это свидетельство высокоразвитой науки того времени.
В школах Древней Греции преподавание астрономии преследовало как общеобразовательные, так и практические цели. В средние века астрономия входила в состав квадривиума. В эпоху Возрождения интерес к изучению астрономии возрос в связи с развитием мореплавания, а также благодаря открытию Н. Коперником реального положения Земли в Солнечной системе.
Наряду с разделами астрономии, имеющими прикладное значение, в школах европейских стран 16—17 вв. изучались сведения о Земле и её положении во Вселенной, составляющие часть космографии. Я. А. Коменский и Ж. Ж. Руссо включали астрономию в число общеобразовательных предметов. В России в 17 в. астрономические знания, получаемые учащимися, были весьма ограниченны (фазы Луны для вычисления пасхалий, счёт времени, календарь). В учреждённой в 1701 школе математических и навигацких наук началось систематическое преподавание астрономии как самостоятельного учебного предмета. Основы практической астрономии (примеры решения задач) содержались в ''Арифметике'' Л. Магницкого (1703). Во 2-й половине 18 в. в академической гимназии астрономия под названием «математическая география» входила в курс географии (наряду с физической и натуральной). Использовался учебник Г.В. Крафта (1739), первая глава которого содержала изложение систем мира Птолемея, Т. Браге и Н. Коперника с соответствующими чертежами-схемами, доказательствами шарообразности, вращения и обращения Земли, а также основ сферической астрономии. Подобное содержание математическая география (астрономия) сохраняла в значительной мере неизменным около 100 лет. Естественно, что тогдашние студенты получали механистические представления о мире. По уставу народных училищ 1786г. астрономические знания вошли в учебную литературу для народной школы, и частично сведения включались также в курс физики.
Первые учебники по математической географии и физике М.Е. Головина изданы в 1787г. В учебнике физики космографическая глава включала описание как видимого (по Птолемею), так и истинного движения небесных тел (по Копернику). «Краткое руководство к математической географии .» (автор Головин) - первый задачник по астрономии, содержавший около 50 задач, в основном практического характера, решающихся при помощи земного и небесного глобусов. Многие задачи используются при изучении начального курса астрономии и в современной средней и высшей школе.
К началу 19 века математическая география входила в учебные планы духовных училищ. Ввиду сложности значительной части астрономических понятий для учащихся младших классов к середине 19 века в школьном преподавании астрономии отчётливо проявилась тенденция к ограничению этих знаний и созданию интегрального предмета в курсе начального обучения — родиноведения (отчизноведения), предшественника современного курса природоведения.
Со 2-й половины 19 века в курсы математической географии и физики средней школы включались элементы небесной механики (законы Кеплера и всемирного тяготения), а позднее и астрофизические сведения о природе небесных тел (в описательном плане). В конце 19 - начале 20 вв. астрономия под названием «Космография» вошла в учебный план гимназий (1ч. в неделю), реальных и коммерческих училищ (2ч.), кадетских корпусов. Преподавание велось по учебникам А. Ф. Малинина и К. П. Буренина, К. Д. Краевича, А. Н. Савича, Д. М. Перевощикова, М. В. Певцова и др. Учебные астрономические атласы 19 в. содержали схему Солнечной системы с указанием расстояний до планет, рисунки, поясняющие сравнительные размеры небесных тел, смену фаз Луны, обстоятельства солнечных и лунных затмений. Широкое распространение получили настенные таблицы по математической географии Я. Ковальского и Н. Животовского (1880). В перечни наглядных пособий кроме глобусов входили теллурии, приборы для демонстрации видимого движения Солнца на различных широтах, взаимного расположения планет на орбитах и «универсальный аппарат» — предшественник планетария.
Еще о педагогике:
Результаты анкетирования родителей и педагогов
На III этапе исследования мы провели анкетирование родителей и педагогов. Анкетирование родителей Цель исследования: выяснить, какие пути и средства используют родители в семье для объяснения детям устаревшей лексики. Контингент: для реализации поставленной цели мы провели анкетирование 20 родителе ...
Педагогические требования к организации и проведению дидактических игр
В работе с дошкольниками воспитатель использует дидактическую игру на занятиях и в самостоятельной деятельности. Она уже не является основным средством обучения, но помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке, углубляет познав ...
Практическое использование дидактических игр на экологических занятиях с
дошкольниками
Основными задачами экологического воспитания дошкольника в возрасте 3-5-ти лет являются: 1) расширение представлений детей об окружающей природе; 2) углубление знаний о растениях и животных, окружающих их; 3) привитие детям любви и бережного отношения к природе; 4) развитие умений узнавать представ ...