Онтогенетический экскурс в историю преподавания астрономии

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Онтогенетический экскурс в историю преподавания астрономии

Страница 1

Совершим небольшой исторический экскурс в древность этой науки и проследим развитие её преподавания в онтогенезе человечества. Научные источники почти ничего не сохранили о системе преподавания астрономии в школе, и во многих изданиях мы встречаем начало появления этой науки с Древней Греции. Но, используя культурно-эстетические связи астрономии с другими предметами (математика, литература, искусство, физика и др.), мы можем сказать, что образованность людей Древнего Египта могла бы поразить нас. Так на саркофаге одной из мумий, находящихся сейчас в Британском Музее, изображён зодиак с точными местонахождениями планет во время осеннего равноденствия в 1722 году до н.э. Профессор О.М. Митчелл, астроном, рассчитал точное положение небесных тел, входящих в Солнечную систему, в указанное время. «В результате… оказалось, что 7-го октября 1722г. до Р.Х. луна и планеты занимали точные места, соответствующие изображённым на саркофаге в Британском Музее». Это свидетельство высокоразвитой науки того времени.

В школах Древней Греции преподавание астрономии преследовало как общеобразовательные, так и практические цели. В средние века астрономия входила в состав квадривиума. В эпоху Возрождения интерес к изучению астрономии возрос в связи с развитием мореплавания, а также благодаря открытию Н. Коперником реального положения Земли в Солнечной системе.

Наряду с разделами астрономии, имеющими прикладное значение, в школах европейских стран 16—17 вв. изучались сведения о Земле и её положении во Вселенной, составляющие часть космографии. Я. А. Коменский и Ж. Ж. Руссо включали астрономию в число общеобразовательных предметов. В России в 17 в. астрономические знания, получаемые учащимися, были весьма ограниченны (фазы Луны для вычисления пасхалий, счёт времени, календарь). В учреждённой в 1701 школе математических и навигацких наук началось систематическое преподавание астрономии как самостоятельного учебного предмета. Основы практической астрономии (примеры решения задач) содержались в ''Арифметике'' Л. Магницкого (1703). Во 2-й половине 18 в. в академической гимназии астрономия под названием «математическая география» входила в курс географии (наряду с физической и натуральной). Использовался учебник Г.В. Крафта (1739), первая глава которого содержала изложение систем мира Птолемея, Т. Браге и Н. Коперника с соответствующими чертежами-схемами, доказательствами шарообразности, вращения и обращения Земли, а также основ сферической астрономии. Подобное содержание математическая география (астрономия) сохраняла в значительной мере неизменным около 100 лет. Естественно, что тогдашние студенты получали механистические представления о мире. По уставу народных училищ 1786г. астрономические знания вошли в учебную литературу для народной школы, и частично сведения включались также в курс физики.

Первые учебники по математической географии и физике М.Е. Головина изданы в 1787г. В учебнике физики космографическая глава включала описание как видимого (по Птолемею), так и истинного движения небесных тел (по Копернику). «Краткое руководство к математической географии .» (автор Головин) - первый задачник по астрономии, содержавший около 50 задач, в основном практического характера, решающихся при помощи земного и небесного глобусов. Многие задачи используются при изучении начального курса астрономии и в современной средней и высшей школе.

К началу 19 века математическая география входила в учебные планы духовных училищ. Ввиду сложности значительной части астрономических понятий для учащихся младших классов к середине 19 века в школьном преподавании астрономии отчётливо проявилась тенденция к ограничению этих знаний и созданию интегрального предмета в курсе начального обучения — родиноведения (отчизноведения), предшественника современного курса природоведения.

Со 2-й половины 19 века в курсы математической географии и физики средней школы включались элементы небесной механики (законы Кеплера и всемирного тяготения), а позднее и астрофизические сведения о природе небесных тел (в описательном плане). В конце 19 - начале 20 вв. астрономия под названием «Космография» вошла в учебный план гимназий (1ч. в неделю), реальных и коммерческих училищ (2ч.), кадетских корпусов. Преподавание велось по учебникам А. Ф. Малинина и К. П. Буренина, К. Д. Краевича, А. Н. Савича, Д. М. Перевощикова, М. В. Певцова и др. Учебные астрономические атласы 19 в. содержали схему Солнечной системы с указанием расстояний до планет, рисунки, поясняющие сравнительные размеры небесных тел, смену фаз Луны, обстоятельства солнечных и лунных затмений. Широкое распространение получили настенные таблицы по математической географии Я. Ковальского и Н. Животовского (1880). В перечни наглядных пособий кроме глобусов входили теллурии, приборы для демонстрации видимого движения Солнца на различных широтах, взаимного расположения планет на орбитах и «универсальный аппарат» — предшественник планетария.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Нейропсихологические механизмы письменной речи
Многочисленные исследования показывают принципиальную сложность механизма речевой деятельности человека, а также то, что язык – это динамическая система которая формируется постепенно в связи с нейрофизиологическими закономерностями развития всех функциональных систем организма. Формирование функци ...

Развитие творческих способностей младших школьников
При современном развитии науки и техники, увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших технологий. Одним из путей такого совершенствования является разр ...

Виды методической деятельности
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их разв ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru