Проблемы курса астрономии вшколе. Результаты анкетирования учителей

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Проблемы курса астрономии вшколе. Результаты анкетирования учителей

Страница 1

Преобразования в образовании последних 10-ти лет (1990-2002гг.) во многом изменили курс преподавания астрономии в школе. Приказ министра образования РФ от 30.06.99 г. № 56 «об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования», построенный на принципах гуманитаризации обучения, дал нормативную норму для обучения физике и астрономии в гуманитарных и общеобразовательных классах. Физика в старшей школе (10-11кл.) сократилась с 8 до 4 ч. в неделю, согласно базисному учебному плану для школ РФ, астрономия же была исключена из учебного плана общего образования и переведена в разряд предметов по выбору. Таким образом, в критический период современного Российского естественнонаучного образования главная цель учебного курса астрономии – формирование у учащихся целостной картины мира, происхождения, строения и эволюции Вселенной, единства человеческой цивилизации и Вселенной – передаётся дополнительному образованию.

Существенным минусом в такой ситуации является то, что выбор этого курса осуществляет администрация школ, а не ученики и даже не учителя. Многие из педагогов склоняются к мнению, что «сокращение в старшей школе на 5 часов физики с астрономией (было 9, осталось 4) приведёт к резкому снижению уровня физического образования школьников, а формирование мировоззрения целиком отойдёт церкви. Это нанесёт непоправимый ущерб интеллектуальному потенциалу страны и сделает Россию в будущем убогой и нищей, стоящей у обочины цивилизации… Зачем простому российскому человеку, например, знание астрономии, если его удел – забота о хлебе насущном, когда взор его должен быть устремлён не к звездам, а обращён к кормилице земле?» Ситуацию нужно менять, какой бы прискорбной она не была, для этого есть определённые пути, которые будут описаны нами ниже. Мы считаем, что абсолютная гуманитаризация средней школы лишает Россию будущего.

Любая школа, составляя учебный план, может включить астрономию в поурочную сетку. Сейчас эта тенденция сохраняется, в основном, в физико-математических классах (или в специализированных школах). Статистика г. Рязани лишь подтверждает тот факт, что из минимальных 34 базовых часов на астрономию в школах в 11 классе оставляют максимум 17 ч., и только в физико-математических классах – 34 часа. Количество отведённых часов астрономии и физике позволяет наладить межпредметные связи, углубляясь в изучение материала.

Развивая тему дифференцированного обучения, следует сказать, что в общеобразовательных классах, также, как и в физико-математических, основной упор делается, в общем случае, на изучение наиболее развитых теорий, касающихся небесной механики и динамики, строения Солнечной системы; на улучшение навыков решения астрофизических задач, большей частью олимпиадных. Такие результаты были получены в результате опроса учителей астрономии г. Рязани. В сегодняшней школе мало внимания уделяется наблюдениям настоящего звёздного неба, изучению Солнца и звёзд на практике, организации просмотров фильмов и походам в музеи из-за нехватки времени на часто даже сжато-формализованное, логическое, без эпитетов, изложение материала.

Иногда астрономию в 11 классе изучают и учащиеся гуманитарных классов, однако с ними ситуация обстоит ещё сложнее. «В классах и школах гуманитарного профиля цель обучения определяется как формирование у школьников физической картины мира, т.е. целостного образа внешнего мира, осознаваемого в виде совокупности наиболее общих фундаментальных признаков (атрибутов)» . Авторы учебника для 10-11 кл. по физике для школ с гуманитарным профилем обучения А.Н. Мансуров и Н.А. Мансуров выделяют следующие признаки при формировании физической картины мира: 1) методы познания человеком окружающего мира, 2) «элементы» мира, 3) физические взаимодействия, 4) законы и теории, 5) физические системы, 6) процессы и явления, 7) мир, созданный человеком, картины мира. Они образуют полную систему и взаимно независимы, поэтому на них строится базис учебной физики. Курс физики авторы строят таким образом, чтобы в процессе его изучения в сознании школьников формировалась современная картина мира «как итог длительного исторического развития научных представлений об окружающей природе». Реализуя идею, в 10 классе изучаются механическая и электродинамическая картины мира (основы классической физики), а в 11 классе – релятивистская и квантово-механическая, объединяющиеся в современной картине мира. Очевидно, что такие же объяснительно-иллюстративные требования выдвигаются и к преподаванию астрономии в гуманитарных классах. На ином качественном уровне изучения астрономии предполагается по экспериментальной программе авторов А.А.Фадеевой, А.В. Засова, Э.В. Кононовича «Физика. 7(8)–11 кл.», которые базируются на курсе естествознания. Курс ориентирован на формирование у школьников целостной картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы. Интеграция естественнонаучных знаний обеспечивается, в частности, показом единства законов природы, применимости физических теорий во Вселенной, рассмотрением её эволюции в целом. Астрономический и физический материал составляют единое целое, способствуя формированию естественнонаучной картины мира и расширению кругозора учащихся.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Основные подходы к конспектированию лекций
О том, как конспектировать лекции, нет единого мнения. Одни считают, что лекцию записывать необходимо, но только в самой общей, краткой форме, не воспроизводя содержания, ограничиваясь записью выводов, правил; законов, формул и т. п. Другие говорят, что этого недостаточно; с их точки зрения, необхо ...

Оптимальная модель процесса обучения учащихся V классов изготовлению изделий на сверлильном станке
Проведенная нами работа в предыдущих параграфах позволила выявить исходные предпосылки для построения оптимальной модели процесса обучения учащихся V классов изготовлению изделий на настольном сверлильном станке, однако необходимо еще рассмотреть методические аспекты изложения данного вопроса. Разр ...

Описание таблиц по физике
Касательно методики преподавания физики, таблицы по физике относятся к печатным пособиям. Наиболее распространенные в школах средства обучения включают учебные таблицы, содержащие систематизированные числовые или другие данные по основополагающим вопросам курса физики, применению физических приборо ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru