Таким образом, основными личностными изменениями в мировоззрении экспериментальной группы стали развитие этических ценностей (ответственность, честность, чуткость), направленность на других (любовь (не только к себе, другим, но и к миру свобода, развитие) счастье других (народа, человечества в целом) то есть принятие ответственности за других, помощь другим для их совершенствования наряду с индивидуалистическими), наряду с ценностями здоровья, наличием хороших и верных друзей выделение ценности активной деятельности в жизни, чтобы жизнь была полной, эмоционально насыщенной и жизненной мудрости.
Благодаря факультативной работе по астрономии девушки получили возможность взглянуть на Вселенную с помощью современных открытий, средствами ИКТ, Internet – технологий, взаимодействуя с учителями.
На контрольном этапе мы проводили анкетирование, аналогичное тому, что было на диагностирующем. Теперь человек понимается (см. приложение №11) как существо галактики, составная частица Вселенной, взаимодействующая с природой и космосом(2 из 13); личность, неповторимость с развитыми чувствами (''умеет радоваться восходящему и заходящему Солнцу''), разумом, мировоззрением и самосознанием (6 из13); мир, который познан не до конца, внутри которого тайна, которую хочется узнать (2 из 13). Показательно, что полузакрытые ответы «человек – это живое существо» или «человек – это человек» дали 4 школьника из 13 опрошенных, причём 3 из них не ходили на клубные занятия. Ответов о человеке как только о биологическом существе или высшем разуме во Вселенной не было.
Жизнь как развитие, этап совершенствования, познание себя и мира предстаёт 1 участнику клуба, за этот этап, который надо ценить, надо посвятить другим, сделать много хорошего (1 из 8 участников клуба) или добиться цели (1 из 8, 1 из КГ). Жизнь – это духовная жизнь в вечности; это бесконечность (2 из 8), это испытания и радости, путь, который каждый проходит по-своему (1 из 8, 2 из КГ). Это и сочетание красоты, счастья, любви, общения и взаимодействия с другими людьми, совершенствование внутреннего мира (4 из 8). Для нас важна направленность ребят в жизни на духовные ориентиры, на внутреннее совершенствование.
Понимание Вселенной как мира вокруг Земли, включающего небесные тела, осталось у 4 старшеклассников из КГ (''это почти галактика''), но подобного ответа ребята из экспериментальной группы не дали. Для них характерно понимание Вселенной как одного единого мира (человек, его душа, разум, всё живое вокруг и неживое, подчиняющееся своим законам) (4 из 8). Вселенную как совокупность всех миров, неограниченное пространство (бесконечное), в которой много загадок и тайн, которые человек пытается раскрыть, определяют 9 учеников из 13. Результаты опроса показывают большую осведомлённость в вопросах астрономии и осмысленность (осознанность) ответов школьников, посещавших занятия предложенного нами курса. Школьники отмечают в отзывах важность проведённой с ними работы, так как они теперь будут знать, ''где какая звезда находится на небе'', ''что такое Вселенная и многое другое''. ''Оказывается, физику можно понимать''.
Особый рост в стремлении изучать астрономию характерен для целей узнать о возникновении Вселенной и человечества (5:от 36% до 84,6%), исследования истории развития Вселенной (3:от 443,6% до 69,2%) чтобы понять смысл жизни (6: от16% до 61,5%) и знать расположение звёзд на небе и уметь по ним ориентироваться(4: от 44% до 61,5%), оформить своё мировоззрение (9: от 28% до 30% ). Знания о космонавтах, учёных тоже важны, но не так востребованы (8: от20% до 23,1%) как проблемы космогонии и космологии. То, что при изучении астрономии человек теряет время, считает теперь только один из опрошенных, причём не ходивший на экспериментальные занятия (1: от 8% к 7,7%), но хорошо провести время надеются 23% (было 20%). Старшеклассники считают, что главное в изучения астрономии – узнать о возникновении и развитии Вселенной и человечества, понять смысл жизни, уметь ориентироваться по звёздам, отсюда закономерно и формирование мировоззрения.
Еще о педагогике:
Общая характеристика учреждения
-Тип образовательного учреждения – образовательное учреждение дополнительного образования детей. -Вид образовательного учреждения – Центр дополнительного образования. -Организационно-правовая форма Учреждения – государственное учреждение. Лицензия: Серия РО № 011743, регистрационный № 4089 от 31.12 ...
Методы
проблемного обучения и последовательность их применения в учебном процессе
Уровень проблемное™ ситуаций зависит и от того, какими методами и в каких формах учебной работы реализуется принцип проблемное™. Различие методов, обеспечивающих усвоение опыта творческой деятельности определяется постепенностью его овладением учениками. Исследовательский, частично-поисковый методы ...
Исследования зарубежных и отечественных психологов, педагогов-практиков в
подходе шестилеток к обучению
Работа с детьми шести лет - это постоянный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения, поиск нестандартных приемов общения с детьми. Работая с детьми данного возраста воспитатель или учитель должен иметь самые разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родителями находить реше ...