Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Страница 14

Полнота подбора методик и возможность выявления развития различных сторон личности позволили говорить о качестве диагностики сформированности мировоззрения в констатирующем и контрольном срезах. Кроме количественной оценки ответы школьников подвергались качественному анализу с целью получения конкретных фактов.

В результате эксперимента мы подтвердили теоретические данные, что для современных старшеклассников характерны становление нравственного самосознания, более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность, целеустремлённость, умение лично ориентироваться во всем, рационально-конструктивный подход к решению проблемы Воззрения на мир современной юности часто фаталистичны, но сильны потребности самореализации и жизненной мудрости.

3. В нашей работе мы собрали богатый материал по способам формирования мировоззрения при обучении астрономии, сделав обзор современных методов, форм, средств, источников знаний.

Обобщив педагогический опыт преподавания астрономии, мы проследили развитие её преподавания в онтогенезе человечества, проанализировали содержание наиболее часто используемых учебников. Так, они раскрывают чёткую естественнонаучную картину мира, богаты примерами, фотографиями, таблицами, вводя читателя в красочный мир астрономии.

Проблема сокращения курса астрономии и передача его дополнительному образованию освещена как при помощи анализа методической литературы (журнал «Физика в школе», методические рекомендации /публикации/, средства интернет), так и средствами анкетирования и опроса учителей гг. Рязани и Москвы. Выявлены общие взгляды учителей-практиков и теоретиков, что курс астрономии в школе следует увеличить если не введением дополнительных часов, то интеграцией в смежные предметы (физика, природоведение, география, биология, математика, история и т.д.) /А.А. Разумовский, В.Г. Пинский; Е.Б. Гусев; А.А. Фадеева, А.В. Засов, Э.В. Кононович и др./ или созданием факультативных систематических занятий /А.К. Муртазов; А.А. Пивоварв; А.Н. Широков; Е.П. Левитан и др./ и интегративно-синергетических курсов /Ю.И. Журкова; З.Ф. Мыльникова и др./. Можно предугадать живучесть курса с переходом школы на 12-тилетнее обучение. Учителя надеются расширить среднее звено на 2 года, тогда проблема недостатка часов будет снята, и обязательное образование будет 10-тилетним, синтезирующим предметы, синергетичным, формирующим научные представления о мире. Последние же 2 класса будут профильно-дифференцированными, ориентированными на углубление знаний и поступлению в вуз.

Нами рассмотрены основные направления работы дополнительного образования: пропедевтические курсы (Левитан, Тарасова, Волкова…) Углубленное изучение курса астрономии, общей и практической астрофизики (А.К. Муртазов, А.А. Пивоваров, работа в ВДЦ «Орлёнок», ЮАШ; Н.Н. Гомулина, В.Г. Сурдин, А.В. Засов ), привлечение учащихся к работе в серьёзных научных программах. Мы подчёркиваем необходимость непрерывного астрономического обучения с опорой на предметы школы для успешности формирования естественнонаучной картины мира Важны положительные результаты такой работы как у новаторов, так и у работающих по государственному плану учителей .

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

Еще о педагогике:

Учебные подразделения — основа организации учебного процесса
Организация учебного процесса производится учебными подразделениями высшего учебного заведения (факультетами, кафедрами, отделениями и т. д.). Основным нормативным документом, который определяет организацию учебного процесса в конкретном направлении образования или квалификационной подготовки, явля ...

Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель исследования – обоснование эффективности влияния подвижных игр на развитие физических качеств и повышения уровня физической подготовленности учащихся 5-х классов. Задачи исследования: с помощью анализа литературных источников создать представление о целесообразности формирования физических спо ...

Личность в концепции гуманистического воспитания
Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее характеристики. В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru