Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Страница 14

Полнота подбора методик и возможность выявления развития различных сторон личности позволили говорить о качестве диагностики сформированности мировоззрения в констатирующем и контрольном срезах. Кроме количественной оценки ответы школьников подвергались качественному анализу с целью получения конкретных фактов.

В результате эксперимента мы подтвердили теоретические данные, что для современных старшеклассников характерны становление нравственного самосознания, более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность, целеустремлённость, умение лично ориентироваться во всем, рационально-конструктивный подход к решению проблемы Воззрения на мир современной юности часто фаталистичны, но сильны потребности самореализации и жизненной мудрости.

3. В нашей работе мы собрали богатый материал по способам формирования мировоззрения при обучении астрономии, сделав обзор современных методов, форм, средств, источников знаний.

Обобщив педагогический опыт преподавания астрономии, мы проследили развитие её преподавания в онтогенезе человечества, проанализировали содержание наиболее часто используемых учебников. Так, они раскрывают чёткую естественнонаучную картину мира, богаты примерами, фотографиями, таблицами, вводя читателя в красочный мир астрономии.

Проблема сокращения курса астрономии и передача его дополнительному образованию освещена как при помощи анализа методической литературы (журнал «Физика в школе», методические рекомендации /публикации/, средства интернет), так и средствами анкетирования и опроса учителей гг. Рязани и Москвы. Выявлены общие взгляды учителей-практиков и теоретиков, что курс астрономии в школе следует увеличить если не введением дополнительных часов, то интеграцией в смежные предметы (физика, природоведение, география, биология, математика, история и т.д.) /А.А. Разумовский, В.Г. Пинский; Е.Б. Гусев; А.А. Фадеева, А.В. Засов, Э.В. Кононович и др./ или созданием факультативных систематических занятий /А.К. Муртазов; А.А. Пивоварв; А.Н. Широков; Е.П. Левитан и др./ и интегративно-синергетических курсов /Ю.И. Журкова; З.Ф. Мыльникова и др./. Можно предугадать живучесть курса с переходом школы на 12-тилетнее обучение. Учителя надеются расширить среднее звено на 2 года, тогда проблема недостатка часов будет снята, и обязательное образование будет 10-тилетним, синтезирующим предметы, синергетичным, формирующим научные представления о мире. Последние же 2 класса будут профильно-дифференцированными, ориентированными на углубление знаний и поступлению в вуз.

Нами рассмотрены основные направления работы дополнительного образования: пропедевтические курсы (Левитан, Тарасова, Волкова…) Углубленное изучение курса астрономии, общей и практической астрофизики (А.К. Муртазов, А.А. Пивоваров, работа в ВДЦ «Орлёнок», ЮАШ; Н.Н. Гомулина, В.Г. Сурдин, А.В. Засов ), привлечение учащихся к работе в серьёзных научных программах. Мы подчёркиваем необходимость непрерывного астрономического обучения с опорой на предметы школы для успешности формирования естественнонаучной картины мира Важны положительные результаты такой работы как у новаторов, так и у работающих по государственному плану учителей .

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

Еще о педагогике:

Профессиограмма социального педагога
Разработка профессионального портрета как четко, научно и детально прописанного комплекса достоинств (свойств, качеств, способностей, знаний, навыков, умений и привычек) личности ведется на основе государственных квалификационных требований. Профессиограмма социального педагога представляет собой э ...

Методика исследования словообразования глаголов
Методика исследования направлена на исследование словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи в импрессивной и экспрессивной речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. Методика исследования составлялась с учетом особенностей словообразования глаголов, и направлен ...

Теоретический анализ опорного конспекта в современной педагогической литературе
Эффективность процесса обучения студентов высшей школы, как и любого процесса обучения, принято оценивать соотношением трудовых затрат преподавателя с глубиной усвоения учебного предмета обучаемым, к сожалению, в рамках аудиторного времени, отведенного на изучение конкретного курса, студентам не вс ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru