Работа социального педагога в детских оздоровительных лагерях новая для нашего общества. Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворении его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, лагере, ближайшем окружении и других социумах. Задача деятельности социального педагога – помощь во взаимодействии ребенка с коллективом, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, а также не маловажным является формирование социальной среды в летнем оздоровительном лагере.
Социальный педагог летнего оздоровительного лагеря работает в условиях неформального общения, становясь, в конце концов, неформальным лидером. При этом он не теряет из виду детей на различных возрастных этапах и в разных сферах микросреды личности. Так же социальный педагог учитывает в своей деятельности и психологические особенности каждого возраста. Индивидуальный подход социального педагога к воспитанию детей основывается на знаниях возрастных особенностей каждого возраста у детей. Специалисту очень важно найти у каждого ребенка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у ребенка веру в себя. В этом – широкий аспект социально-педагогической деятельности. А в более узком смысле социально-педагогическая деятельность лагеря – это специальное направление в его работе, связанное с оказанием квалифицированной психолого-педагогической помощи детям в их социальной адаптации и интеграции, создание условий для их творческого развития и саморазвития.
Опираясь на исследования Карасевой Н. А. и Руденковой Г. И., мы можем выделить основные направления работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере:
Психодиагностическая работа.
определение индивидуально-психологических особенностей личности ребенка (выявление проблем личностного уровня, представлений о себе, выявление случаев дезадаптации);
проведение исследования по определению общего социально-психологического климата отряда, лагеря.
Социально-педагогическое просвещение и консультирование.
организация и проведение индивидуальных консультаций для детей и подростков;
консультации педагогов по социально-педагогическим проблемам.
Социально-педагогическая профилактика.
Выявление и предупреждение фактов асоциального поведения подростков, организация превентивно-профилактической работы с волонтерскими группами из числа детей и сотрудников лагеря по следующим направлениям: социально-бытовая; культурно-досуговая; духовно-нравственная; физкультурно-оздоровительная.
Содействие созданию педагогически ориентированной среды.
Обращение внимания руководства и педагогов оздоровительного лагеря на проблемы и потребности детей и подростков при планировании и организации воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;
Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, подростками и родителями.
Организационно-методическая деятельность.
Проведение организационно-методической работы (анализ и обобщение социально-педагогической работы, разработка рекомендаций по ее совершенствованию).
Спортивно-оздоровительная деятельность.
осуществление валеологической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья у участников педагогического процесса, с учетом специфики оздоровительного лагеря, возрастных особенностей воспитанников;
обеспечение режима и правил техники безопасности педагогического процесса;
создание благоприятных условий для организации педагогического процесса.
Еще о педагогике:
Обучение учащихся V классов изготовлению изделий на сверлильных станках как
социально-педагогическая проблема
Воспитание подрастающего поколения осуществляется за счет освоения ими социального опыта людей путем выработки на этой основе опыта своей жизнедеятельности. Это происходит в процессе и результате включения их в общественные отношения, общение и общественно-необходимую трудовую деятельность. Главная ...
Сущность осознанного отношения к формированию осанки
Сознание человека проявляется и формируется в его деятельности. Единство сознания в деятельности выражено в том, что поведение человека разумно, осмысленно и осознанно. Одно из основных качеств личности, которое интенсивно развивается в дошкольном возрасте, - произвольность, т.е. способность владет ...
Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии
Методические рекомендации и авторская программа Итак, синергетически-целостное обучение и воспитание становятся реальностью, необходимым условием для их осуществления является изменение мировоззрения человека, понимание цельности развития его и космоса, взаимосвязи Жизни и Движения. Мы говорим о вы ...