Особенности декоративной композиции

Страница 1

Декоративные элементы для орнамента чаще всего находят в природе в виде листьев, цветов, плодов, животных, а также среди предметов и форм, созданных руками человека, его творческим воображением, фантазией. Выбранная для орнамента форма проходит сложный процесс преобразования, в результате чего она освобождается от всего лишнего, случайного, чтобы стать выразительным декоративным элементом. Первоочередной стороной этого процесса является выбор наиболее характерного образца из группы родственных форм, отражающего закономерности всех частей данной натуры. Этот отбор характерного необходим для создания такого декоративного мотива, который смог бы непосредственно вызывать у человека приятные чувства и ассоциации.

Не всякий украшаемый предмет, его форма, материал и изобразительно-технические средства позволяют воспроизвести в качестве декоративного элемента отобранный натурный образец как он есть. Поэтому другой стороной процесса преобразования декоративного элемента является его освобождение от несущественных частей и признаков или таких, которые нельзя изобразить на данной поверхности, в данном материале и данными техническими средствами. Образ не только освобождают от случайного и несущественного, но и обогащают такими частями и признаками, которые позволяют устранить возникающий конфликт между отобранным для изображения образцом и украшаемым предметом (его формой и формой предмета, формой и техническими средствами воспроизведения). Такое изменение формы образца ради подчинения его украшаемому предмету называют стилизацией натуры. Были выделены свойства декоративной композиции: стилизация, то есть определенная мера условности, упрощающая или усложняющая форму, ее обобщения. В стилизации цвета возможен полный отказ от реального цвета, отсутствие передачи светотени, приоритет локального цвета. Кроме того, декоративную композицию характеризует выделение красочности, яркости, нарядности, орнаментальности. Основным началом украшения предметов служит орнамент. В основе орнамента лежат два композиционных начала - ритм и симметрия. В ДПИ узора не существует вне конкретного предмета, имеющего определенные назначение и форму, поэтому декоративная роспись связана с определенным предметом (узор на полосе, на квадрате, на круге, на прямоугольнике, ромбе, овале, в треугольнике, на плоских предметах сложной формы, на объемных формах).

Исследователи детского изобразительного творчества - Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что при составлении орнамента следует большое внимание обращать на соподчиненность декоративных элементов. В орнаментальной композиций главные элементы выделяют размером, ярким цветом и центральным расположением. Второстепенные элементы, дополняя главные и оттеняя их ведущую роль и значение, должны пластично соединиться с ними в целостный организм.

И наконец, мы подошли к завершению процесса создания орнамента - к его практическому выполнению в материале. Здесь следует выяснить, в какой последовательности, какими материалами и инструментами, какими красками будет выполняться орнамент.

Рассмотрим особенности изобразительной композиции.

Особенности нашего зрительного восприятия заставляют художника целенаправленно организовать картину, то есть умело располагать на картинной плоскости все элементы изображения, выделять главное, подчинять ему второстепенное, показывая взаимосвязь между ними. Такую строго организованную совокупность всех элементов, выражающую идейную суть произведения искусства, называют композицией. Ее сознательно организованное единство создается не только отбором наиболее выразительных элементов, но и специальными композиционными средствами и приемами. Они активизируют сознание и чувства зрителя, вызывают нужный эмоциональный импульс, побуждающий к осмыслению и оценке изображенного. Важнейшим средством композиции следует признать компоновку. Она закладывает основы единства всех элементов, цельности изображения, неделимости композиции на самостоятельные части, ничем не связанные между собой. Компоновка - это логическая согласованность всех элементов друг с другом и с картинной плоскостью, которая достигается уравновешенным размещением фигур на плоскости, определением их размеров и движения.

Цельность композиции достигается также цветовой согласованностью больших и малых цветовых пятен, соответствием фигур формату картины.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Основные характеристики и назначение опорного конспекта по психологии
Прежде чем рассмотреть основные характеристики и назначение опорных конспектов, мы рассмотрим его определения. В настоящий момент существует много определений опорного конспекта, но мы рассмотрим несколько из них: 1. Под опорным конспектом понимается особый вид графической наглядности, представляющ ...

Проблемы курса астрономии вшколе. Результаты анкетирования учителей
Преобразования в образовании последних 10-ти лет (1990-2002гг.) во многом изменили курс преподавания астрономии в школе. Приказ министра образования РФ от 30.06.99 г. № 56 «об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования», построенный на принципах гуманитариза ...

Заголовок как сильная позиция текста
В современной лингвистике текста под сильными позициями подразумевается «специфическая организация текста, обеспечивающая выдвижение на первый план важнейших смыслов текста . установление иерархии смыслов, фокусирование внимания на самом важном, усиление эмоциональности и эстетического эффекта, уст ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru