Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Страница 13

Именно астрономия, целью преподавания которой является формирование у детей современного научного мировоззрения, создание у них целостной картины мира, происхождения, строения и эволюции Вселенной, единства человеческой цивилизации и Вселенной, экологического мышления, синтезирует в единую научную картину мира знания, полученные школьниками при изучении других учебных предметов естественнонаучного цикла (завершая физико-математическое образование учащихся средней школы). Именно астрономия может привести ученика к пониманию единства сущности мироздания – Жизни, скрывающейся под различными формами представлений о ней, не бесчувственной механической Вселенной, а живого космоса с его космическим разумом и космическим чувством. И учитель астрономии выступает уже не только как профессионал-предметник, но и как хороший психолог, разбирающийся в особенностях внутреннего мира школьника. Если психология дает возможность изучения человека на микро- и макроуровнях, то астрономия – изучение человека как частицы Макрокосма (Вселенной), происходит осознание себя как творителя мира и мышления. За астрономией – будущее. Вовсе не факт, что человечество останется технократической цивилизацией. Следует отметить, что духовный путь развития человечества – стремление к истине и любви – значит движение в будущее, в осознание себя целостными миронесущими людьми. А для этого нужно новое мировоззрение. Заложить в ребенка внутреннюю сущность Человека, привить искусство мышления, дать понимание природы вещей, законов бытия Космоса и человека и есть формирование целостного мировоззрения. Задача учителя, активного участника в процессах планетарного, космического масштаба, - распознать способности ученика и открыть перед ним путь.

В процессе теоретического и экспериментального исследования проблемы формирования мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии получены следующие выводы и результаты:

1. Мировоззрение складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания; большую роль в нем играют философские, научные, политические, нравственные и эстетические взгляды. В основе него, всегда насыщенного чувственными отношениями, лежат миропонимание и мировосприятие. Важнейшей оценкой мировоззрения является степень его истинности. Убеждения предполагают ценностно окрашенное нравственное и эмоционально-психологическое отношение и к знанию, и к самой реальности. Человечество вступило в новое тысячелетие, и дать в школе старшекласснику ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире – главная задача выработки мировоззрения. Решение этих проблем возможно только на основе новых мировоззренческих подходов, которые синтезируют древние знания и интенсивно формируются в недрах современной науки и культуры.

2. Исходя из определения мировоззрения и особенностей становления мировоззрения старшеклассников мы определили диагностические задания и поставили своей задачей определить специфику формирования мировоззрения у старшеклассников, то есть основные представления, взгляды и отношения учащихся к тем философским вопросам, которые образуют основное содержание мировоззрения личности (глубину понимания старшеклассниками таких мировоззренческих понятий как Человек, Вселенная, Законы Космоса, Жизнь, Мы должны были узнать цели, с которыми они ходят в школу, а также отношение ребят к астрономии, определить степень заинтересованности этим предметом и те вопросы, которые им в той области знаний наиболее интересны и важны).

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15

Еще о педагогике:

Организация экспериментальной работы по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии
Научный эксперимент по формированию целостного мировоззрения проходил на базе средней школы №39, где в экспериментальную и контрольную группы были взяты ученики 10В математического класса. Одним из условий эффективности формирования мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии является оп ...

Виды учебных проектов
1) Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся. Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект - нап ...

Определение гражданского воспитания
Гражданское воспитание– это система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а так же патриотизма и культуры межнациональных отношений. Политика, гражданственность, патриотизм, право тесно связанны друг с друго ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru