Именно астрономия, целью преподавания которой является формирование у детей современного научного мировоззрения, создание у них целостной картины мира, происхождения, строения и эволюции Вселенной, единства человеческой цивилизации и Вселенной, экологического мышления, синтезирует в единую научную картину мира знания, полученные школьниками при изучении других учебных предметов естественнонаучного цикла (завершая физико-математическое образование учащихся средней школы). Именно астрономия может привести ученика к пониманию единства сущности мироздания – Жизни, скрывающейся под различными формами представлений о ней, не бесчувственной механической Вселенной, а живого космоса с его космическим разумом и космическим чувством. И учитель астрономии выступает уже не только как профессионал-предметник, но и как хороший психолог, разбирающийся в особенностях внутреннего мира школьника. Если психология дает возможность изучения человека на микро- и макроуровнях, то астрономия – изучение человека как частицы Макрокосма (Вселенной), происходит осознание себя как творителя мира и мышления. За астрономией – будущее. Вовсе не факт, что человечество останется технократической цивилизацией. Следует отметить, что духовный путь развития человечества – стремление к истине и любви – значит движение в будущее, в осознание себя целостными миронесущими людьми. А для этого нужно новое мировоззрение. Заложить в ребенка внутреннюю сущность Человека, привить искусство мышления, дать понимание природы вещей, законов бытия Космоса и человека и есть формирование целостного мировоззрения. Задача учителя, активного участника в процессах планетарного, космического масштаба, - распознать способности ученика и открыть перед ним путь.
В процессе теоретического и экспериментального исследования проблемы формирования мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии получены следующие выводы и результаты:
1. Мировоззрение складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания; большую роль в нем играют философские, научные, политические, нравственные и эстетические взгляды. В основе него, всегда насыщенного чувственными отношениями, лежат миропонимание и мировосприятие. Важнейшей оценкой мировоззрения является степень его истинности. Убеждения предполагают ценностно окрашенное нравственное и эмоционально-психологическое отношение и к знанию, и к самой реальности. Человечество вступило в новое тысячелетие, и дать в школе старшекласснику ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире – главная задача выработки мировоззрения. Решение этих проблем возможно только на основе новых мировоззренческих подходов, которые синтезируют древние знания и интенсивно формируются в недрах современной науки и культуры.
2. Исходя из определения мировоззрения и особенностей становления мировоззрения старшеклассников мы определили диагностические задания и поставили своей задачей определить специфику формирования мировоззрения у старшеклассников, то есть основные представления, взгляды и отношения учащихся к тем философским вопросам, которые образуют основное содержание мировоззрения личности (глубину понимания старшеклассниками таких мировоззренческих понятий как Человек, Вселенная, Законы Космоса, Жизнь, Мы должны были узнать цели, с которыми они ходят в школу, а также отношение ребят к астрономии, определить степень заинтересованности этим предметом и те вопросы, которые им в той области знаний наиболее интересны и важны).
Еще о педагогике:
Аппаратное обеспечение компьютера
Аппаратное обеспечение компьютера представляет собой набор технических устройств. В зависимости от выполняемых функций все устройства можно разделить на следующие группы: обработки информации; хранения информации; ввода информации; вывода информации; передачи информации. Процессор - устройство, пре ...
Заголовок как сильная позиция текста
В современной лингвистике текста под сильными позициями подразумевается «специфическая организация текста, обеспечивающая выдвижение на первый план важнейших смыслов текста . установление иерархии смыслов, фокусирование внимания на самом важном, усиление эмоциональности и эстетического эффекта, уст ...
Методика формирования мировоззрения при обучении астрономии
Методические рекомендации и авторская программа Итак, синергетически-целостное обучение и воспитание становятся реальностью, необходимым условием для их осуществления является изменение мировоззрения человека, понимание цельности развития его и космоса, взаимосвязи Жизни и Движения. Мы говорим о вы ...