Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Страница 13

Именно астрономия, целью преподавания которой является формирование у детей современного научного мировоззрения, создание у них целостной картины мира, происхождения, строения и эволюции Вселенной, единства человеческой цивилизации и Вселенной, экологического мышления, синтезирует в единую научную картину мира знания, полученные школьниками при изучении других учебных предметов естественнонаучного цикла (завершая физико-математическое образование учащихся средней школы). Именно астрономия может привести ученика к пониманию единства сущности мироздания – Жизни, скрывающейся под различными формами представлений о ней, не бесчувственной механической Вселенной, а живого космоса с его космическим разумом и космическим чувством. И учитель астрономии выступает уже не только как профессионал-предметник, но и как хороший психолог, разбирающийся в особенностях внутреннего мира школьника. Если психология дает возможность изучения человека на микро- и макроуровнях, то астрономия – изучение человека как частицы Макрокосма (Вселенной), происходит осознание себя как творителя мира и мышления. За астрономией – будущее. Вовсе не факт, что человечество останется технократической цивилизацией. Следует отметить, что духовный путь развития человечества – стремление к истине и любви – значит движение в будущее, в осознание себя целостными миронесущими людьми. А для этого нужно новое мировоззрение. Заложить в ребенка внутреннюю сущность Человека, привить искусство мышления, дать понимание природы вещей, законов бытия Космоса и человека и есть формирование целостного мировоззрения. Задача учителя, активного участника в процессах планетарного, космического масштаба, - распознать способности ученика и открыть перед ним путь.

В процессе теоретического и экспериментального исследования проблемы формирования мировоззрения старшеклассников при обучении астрономии получены следующие выводы и результаты:

1. Мировоззрение складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания; большую роль в нем играют философские, научные, политические, нравственные и эстетические взгляды. В основе него, всегда насыщенного чувственными отношениями, лежат миропонимание и мировосприятие. Важнейшей оценкой мировоззрения является степень его истинности. Убеждения предполагают ценностно окрашенное нравственное и эмоционально-психологическое отношение и к знанию, и к самой реальности. Человечество вступило в новое тысячелетие, и дать в школе старшекласснику ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире – главная задача выработки мировоззрения. Решение этих проблем возможно только на основе новых мировоззренческих подходов, которые синтезируют древние знания и интенсивно формируются в недрах современной науки и культуры.

2. Исходя из определения мировоззрения и особенностей становления мировоззрения старшеклассников мы определили диагностические задания и поставили своей задачей определить специфику формирования мировоззрения у старшеклассников, то есть основные представления, взгляды и отношения учащихся к тем философским вопросам, которые образуют основное содержание мировоззрения личности (глубину понимания старшеклассниками таких мировоззренческих понятий как Человек, Вселенная, Законы Космоса, Жизнь, Мы должны были узнать цели, с которыми они ходят в школу, а также отношение ребят к астрономии, определить степень заинтересованности этим предметом и те вопросы, которые им в той области знаний наиболее интересны и важны).

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15

Еще о педагогике:

Астрономия в сфере дополнительного образования
Пути реализации и опыт учителей. Средства преподавания астрономии. Серьёзный недостаток сегодняшней школы – нарушение принципа непрерывности естественнонаучного образования. Это приходит к тому, что учащиеся не получают необходимых естественнонаучных знаний, причём многие важные понятия начинают фо ...

Роль взрослого в работе с детьми раннего возраста, воспитывающимися в условиях дома ребенка
Предметная среда, окружающая ребенка, даже организованная самым наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет о ...

Классические идеи В.А. Сухомлинского о воспитании совести
Понятие «совесть» в контексте духовно-нравственного формирования личности принадлежит к разряду наиважнейших в истории любой культуры. Его статус настолько велик, что оно, по сути, выступает в роли своеобразного золотого ключа в сфере духовности и нравственности, связанной с чувством, сознанием и п ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru