Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Страница 10

Если у остальных (Контрольная Группа, КГ) идеалом служит человек здоровый, мудрый, уверенный в себе (внутренне гармонизированный, свободный от внутренних противоречий и сомнений), у которого есть верные друзья и интересная работа (значимость ценностей саморазвития и профессиональной самореализации в личной жизни), то у экспериментальной группы (ЭГ) в черты идеала входят: любовь (не только к себе, другим, но и к миру), здоровье, наличие хороших и верных друзей, активная деятельность в жизни, чтобы жизнь была полной, эмоционально насыщенной и жизненная мудрость.

Приоритет после ценностей личной жизни (потребность в любви и взаимопонимании, ценности самореализации: продуктивная жизнь, интересная работа – направленность на дело и на себя) у экспериментальной группы стоит на вечных ценностях свободы, развития, познания, счастье других. Не важны в жизни для идеального человека материальное богатство, развлечения, общественное признание, не актуальны ценности красоты природы и искусства и творчество. В КГ осталась неважной ценность счастья других людей и более значима материально обустроенная жизнь. В реальной жизни ребята из ЭГ выдвигают главными те же ценности-средства. Для них так же важны уверенность в себе (здесь на 3 месте), свобода, развитие, активная деятельность, счастье других (народа, человечества в целом), то есть принятие ответственности за других, помощь другим для их совершенствования, но они меньше внимания уделяют познанию и продуктивности жизни. Это может свидетельствовать о понимании развития ребятами как процесса более полного и содержательного, чем познание (развивающее широту взглядов, мироощущение, дающее ростки мировоззрения в развитии).

Результатом работы является также заметное снижение ценностей материального благополучия, развлечений, общественного признания (16-18 места), по сравнению со значимостью их для КГ (7, 13, 6 соответственно). Важность нравственных вечных ценностей любви, жизненной мудрости, творчества, красоты природы и искусства КГ не осознана, для ЭГ осознание произошло, но не полностью, приоритет любви и блага других не повлёк за собой ещё ценности красоты и творчества.

В инструментальные ценности для идеального человека у ЭГ входят этические (ответственность, честность, воспитанность) и индивидуалистические (образованность, широта взглядов), альтруистические (терпимость, жизнерадостность) ценности. Приоритетными же идеальными ценностями в личных качествах для КГ служат ценности самоутверждения (самоконтроль, смелость в отстаивании своих позиций), этические (ответственность, честность, воспитанность) и индивидуалистические (образованность), альтруистические (терпимость); здесь важна исполнительность (дисциплинированность), что говорит о приоритете самоконтроля, логическом, без эмоций выстраивании жизни, твёрдости характера как качествах, помогающих выжить в современных условиях, поэтому к ним надо стремиться, чуткость по значимости здесь лишь на 15 месте, также не важна терпимость.

Не актуальны для класса высокие запросы (требования в жизни и притязания) и непримиримость к недостаткам в себе и других, что свидетельствует часто о попустительском к себе отношении, лени. В ЭГ группе ценности изменились: стремление в первую очередь развить (воспитать) себя в реальной жизни делает значимыми честность, независимость, образованность (по сути самоопределение), а с ними жизнерадостность, чуткость, ответственность (чувственная сфера), самоконтроль и твёрдая воля (разум), воспитанность. Но не уделяется внимания исполнительности (16 место), не хватает в жизни терпимости и эффективности в делах, что говорит пока о доминанте общения перед делом, но теперь, если нужно, ребята готовы добиться результата (что показал огонёк).

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Еще о педагогике:

Авторский взгляд на методику формирования мировоззрения
Нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм . но не жизнь. Но ведь философия есть у каждого. Надо растить ее в себе, потому что она поддерживает жизнь в нас . Л.С. Выготский Педагогика должна быть философией или вообще не быть. М. Л ...

Методы изучения личности ребенка в педагогическом процессе
Педагог обращает внимание на интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого педагог может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности ребенка. Такие методы гармони ...

Уголок природы в подготовительной к школе группе
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru