Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Страница 6

9 занятие отличалось от других неформальной обстановкой, так как проводилось дома у ведущей факультатива, и располагало помимо желания посмотреть астрономические явления на RedShift к философским беседам о существовании Бога, о понятии свободы, о счастье и исследованию себя с помощью рисуночных методик «дерево», «развитие», «счастье», «неизвестное животное». Наташе А., Кате К., Наташе П., Лене Ж. понравились фильмы «От большого взрыва до галактик», «Млечный путь – наша галактика», «Жизнь звёзд», по которым мы повторили теории возникновения Вселенной, виды и строение галактик, узнали об эволюции звёзд. Инна Г. и Настя К. заинтересовались фильмом «Двойные звёзды, Солнце», а Валида А. внимательно изучила «историю Солнечной системы». При обсуждении фильмов особое внимание девушки уделили процессу аннигиляции и этапам развития Вселенной, физическому процессу столкновения галактик, эволюции звёзд. Мы также посмотрели ролик «Время и времена года» и «Поиск внеземных цивилизаций», после чего мы плавно перешли к вопросу существования Бога (Высшего разума, Логоса и т.п.).

Цитируя «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, мы говорили о развитии человека в стремлении к идеалу, каким должен быть этот идеал, о противостоянии нравственно-этических качеств в сегодняшнем мире злу, насилию, лжи, власти денег, о том, что человек – будущий бог, растущий здесь и сейчас, мыслящий, чувственный.

Проблема принятия личности (чайки Джонатана) обществом (стаей) и личностью общество оказалась насущной для девушек, а выбор ''лететь одному'' или ''жить как все'' – сегодняшней задачей. Мы говорили о человеке как о микрокосме, заключающем в себя Вселенную, о том, что происходящее внутри этого микрокосма обязательно повлияет на Макрокосм. А поиск таких же как ''Я'' опирается на поиск людей с одним мировоззрением. Занятие получилось насыщенным, эмоциональным, с элементами тренинга и проникновенной беседы, оно явилось хорошей подготовкой для проведения игры со всем классом.

10 занятие – игра «Путешествие по Вселенной» (разработка в приложении № 16) позволила, как потом в анализе говорили участники, ''получить знания о Вселенной'', ''побывать на Луне'', понять, что ''от нас всё зависит'', ''работать командой, а не разрозненно'', узнать, что ''в классе учатся интересные ребята, которым не всё безразлично'', ''что оказывается среди парней есть такие же активные, как и'' девушки, ''почувствовать себя классом''. Эта игра помогла формировать у старшеклассников ответственность за свое пребывание на Земле и во Вселенной, за помощь другим (даже идея игры – идти вперёд, чтобы помочь неизвестной больной планете (Земле), девиз игры «ты работаешь на команду, команда работает на тебя» формируют направленность на других, располагают к взаимодействию и учат работать вместе). Учащиеся разделились на команды: 1(ВЛ) – Инна Г., Настя К., Катя К., Наташа П., Юля Кузн. и Аня К., Саша Р., Лена З., Гриша Ф., Макс Л.; 2(ГК) – Наташа А., Валида А., Лена Ж. и Дима П., Денис П., Дима В., Оля В., Оля Б., Саша П., Серёжа Н., Юля Кон Если в первой команде работали только девушки, причём большая их часть ходила на занятия по астрономии, то во второй команде девчатам помогали Димы и Денис, которым было важно узнать новое о космосе, общаясь с одноклассницами. Как отмечалось после игры, эти ребята из ''двоечников'' превратились в ''мудрых принцев'', ''мастеров'', помощников. Остальные парни решили занять позицию слушающих, но не участвующих в игре (стать формальными участниками), к ним же в конце игры присоединилась Юля Кон., что нисколько не сказалось на ухудшении игры, а наоборот, повлияло на высокий темп игры и активность участников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще о педагогике:

Психолого-педагогические аспекты применения дидактических игр в воспитании детей среднего дошкольного возраста
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. Для средних дошкольников в игре главное - отношения между людьми, игровые действия производя ...

Профессиограмма социального педагога
Разработка профессионального портрета как четко, научно и детально прописанного комплекса достоинств (свойств, качеств, способностей, знаний, навыков, умений и привычек) личности ведется на основе государственных квалификационных требований. Профессиограмма социального педагога представляет собой э ...

Эмоциональное благополучие ребенка
Эмоциональное благополучие ребенка есть устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в учебном (воспитательном) учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей (позитивная Я-конценция, успешность в сфере общения и познавательной деятельности ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru