Историко-педагогические предпосылки гуманизма в воспитании

Страница 1

Гуманизм развивался в разные эпохи, начиная с античности и продолжается до сегодняшнего дня, но особенное развитие он получил в эпоху Возрождения. Т.к. название эпохи - Возрождения - означает преемственность ее идей с античной культурой, ее возрождение на новых основаниях. Ее называют также эпохой гуманизма, ибо ее деятели утверждают ценность человека, право его на счастье, на земную любовь, право на радость жизни.

Гуманизм как исходная основа определял ценность гуманитарного знания, особенно образцов античной культуры. Вместе с тем, в обучение включаются предметы, связанные с изучением природы, и природа рассматривается как сфера жизни и развития подрастающего человека. Гуманистические идеи реализуются практически отказом от жестокости в воспитании, как в школьном, так и в домашнем. Это отказ от жестокой дисциплины и телесных наказаний, введение таких средств воспитания, как игры, прогулки, развлечения. Обучение в школе должно было заложить фундамент общей культуры, подготовить человека к жизни в цивилизованном обществе.

Практическую реализацию педагогических идей гуманизма обычно связывают в первую очередь со школой итальянского педагога Витторино да Фельтре (1378-1446). Эта школа была создана в поместье герцога Мантуанского, и обучались в ней не только дети знатных родителей, но и неимущие ученики, как мальчики, так и девочки. Школа давала гуманитарное образование, особенно знание древних языков. Самым существенным в воспитании было общение с природой – прогулки, наблюдение, игры на воздухе. Обстановка школы – доброе отношение учителей к воспитанникам, уважение к ним, поощрение их самостоятельности – реализовала общую направленность педагогики гуманизма.

Значительный вклад в педагогику эпохи Возрождения внес знаменитый французский писатель – гуманист Франсуа Рабле (1483 -1553). Представив в своем романе « Гаргантюа и Пантагрюэль» единую, красочную сатиру на бесплодность и беспомощность средневековой учености, он выстраивает систему нового воспитания. В него входят средства физического воспитания, прежде всего режим, прогулки, некоторые физические упражнения. Особое значение он придает знакомству ученика с явлениями природы, наблюдениям, беседам о виденном. Он отбрасывает средневековое учение о греховности плоти, едко высмеивает лицемерие и ханжество в поведении служителей церкви, утверждает религию как любовь к людям.

Представитель северной части Европы, выходец из Голландии Эразм Роттердамский (1469-1536) снискал себе славу своим сочинением – памфлетом «Похвальное слово глупости». Это высмеивание бесплодности схоластических дискуссий, показ отупляющего их влияния на человека. Гуманист утверждал нравственное значение приобщения к урокам античности, глубокого знания древних языков, истории, литературы.

Оценивая в целом значение учений педагогов – гуманистов в истории педагогической мысли, можно сказать, что хотя влияние идей педагогов эпохи Возрождения на последующую практику школьного дела в Европе было сравнительно невелико, однако они внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли своей критикой схоластической учености, идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активности способов обучения, гуманистических основаниях организации процесса учения, уважения личности ребенка. Для философов гуманизма человек стал неким сплетением телесного и божественного начала. Качество бога теперь принадлежали жалкому смертному, который в средние века был лишь подобием своего создателя. Теперь же человек стал венцом природы, все внимание уделялось ему. Прекрасное тело в духе греческих идеалов в сочетании с божественной душой – вот цель, которую стремились достичь гуманисты. Своими действиями гуманисты пытались внедрить идеал человека.

Таким образом, мы видим, что гуманисты жаждали, стремились быть услышанными, излагая свое мнение, «проясняя» ситуацию, ибо человек XV века заблудился в самом себе, выпал из одной системы верований и пока не утвердился в другой. Каждый деятель гуманизма воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество, но и пытались построить это общество своими силами, организуя школы и читая лекции, объясняя все сферы жизни человека.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Латерализация функций полушарий головного мозга
У человека в отличие от животных наблюдается функциональная асимметрия полушарий (латерализация функций). В конце 60-х годов пршлого столетия это установил английский психиатр С. Кенникот с помощью одностороннего выключения у психически больных одного из полушарий электрическим током. На основании ...

Становление словообразования глаголов в нормальном онтогенезе
По словам Т. В. Тумановой интерес к проблеме словообразования у нормально развивающихся детей начал зарождаться на рубеже 19 – 20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные качества, наиболее раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К ...

Методы гуманистической педагогики
Укажем на конкретные приемы и установки гуманистического воспитания: воспитание доверием, заботой и уважением; воспитание ответственностью; воспитание творчеством; воспитание через здравомыслие, воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, право ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru