С середины прошлого века дидактическая игра начал успешного использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В дидактических играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников. Ряд исследований посвящен изучению дидактической игры (ее структуре, содержанию, классификации), это определило ее роль в обучении дошкольников. Дидактическая игра заняла прочное место в образовательной работе детского сада.
В практике работы дошкольных учреждений имеется опыт использования дидактических игр при обучении детей математике. Дидактические игры используются как для формирования знаний, так и для закрепления и для сообщения новых знаний.
В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: дидактические игры математического содержания (А.А. Смоленцева); дидактические игры с элементами информатики и моделирования (А.А. столяр); игры направленные на интеллектуальное развитие детей (А.А. Зак, З.А. Михайлова).
Дидактическая игра также привлекла внимание многих психологов: Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.П. Усову, Н.А. Ветлугину, Б.Н. Хачапуридзе. Б.Н. Хачапуридзе создал систему дидактических игр, которые должны решить задачи умственного воспитания дошкольника. Он считал, что дидактическая игра отнюдь не является единственным средством умственного воспитания, но только необходимым его звеном. Исходным моментом при определении задач умственного воспитания является по Хачапуридзе, овладение предметом и предметными отношениями. Для раскрытия содержания задач умственного воспитания дошкольника, Хачапуридзе указывал, какие способности должны быть развиты для их реализации. К их числу относится готовность сенсорного аппарата и способность активного управления им, свободное словесное овладение сенсорным материалом и предметами, восприятие многообразных свойств предмета, развитие наблюдательности, применение интеллектуальных операций над чувственными свойствами предметов, развитие воли. Отличительной особенностью многих игр, разработанных Хачапуридзе, является использование игровых моментов, повышающих интерес ребенка к упражнениям, но связанных с дидактическим содержанием игры косвенно, через правило.
Научные интересы педагоги Д.В. Менджерицкой в течение многих лет были сосредоточены на исследовании значения игр для интеллектуального развития детей, их учебно-познавательной деятельности. Она возражала против узкого понимания дидактической игры, считала ее одной из специфических форм обучения дошкольников, важным средством образовательно-воспитательной работы.
Исследования педагогов Т.М. Бабуновой и А.К. Бондаренко позволили определить дидактическую игру как эффективный методвоспитания умственной активности и самостоятельности. Т.М.Бабунова полагала, что наиболее эффективным условием для развития у младших дошкольников умственной активности является: формирование у них эмоционально-положительного отношения к предстоящей умственной деятельности путем поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую форму; создание игровых мотивов; определенных отношений к умственной деятельности; введение таких приемов как шутка, игровые считалочки, игровой персонаж, последовательное расширение диапазона игровых действий; движение "прятание-поиски", "запаздывание – отгадывание", разыгрывание сюжета. Ею была разработана система дидактических игр для детей 4-х лет: игры – инсценировки, игры с игрушками и предметами, словесные игры.
Еще о педагогике:
Результаты экспериментальной проверки модели процесса обучения учащихся V
классов изготовлению изделий на сверлильном станке
Вся экспериментальная работа условно расчленилась на два периода – констатирующий и формирующий эксперименты. Сущность констатирующего эксперимента заключается в выявлении доступности и уровней качества знаний и умений учащихся, связанных с определением нового содержания обучения и форм деятельност ...
Критерии оценки проектов учащихся
Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы: Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта? Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. ...
Особенности формирования личности в эпоху средств массовой
информации и пропаганды
Расширение и углубление процессов демократии и гласности, решение проблем экономической и политической реформ, преодоление социальных противоречий потребовали переоценки многих ценностей. Система народного образования является органической частью нашего общественно-политического строя, неразрывно с ...