Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Страница 5

7 занятие было организовано нами в форме просмотра фильмов по астрономии «Звёздные ориентиры», «Самая древняя наука», «Небесная механика». Из них учащиеся повторили системы небесных координат, историю названий созвездий и их расположение, узнали об удалённости звёзд в созвездиях, совершили экскурс в историю развития астрономии (Вавилон, Др. Египет, Стоунхендж, системы мира Аристотеля, Птолемея, Коперника, взгляды Дж. Бруно, Галилея, законы Кеплера и Ньютона, открытие В. Гершелем Урана (1781), Дж. Адамсом и Урбеном Леверье Нептуна (1846), Плутона (1930)). На занятии были ребята не только из экспериментальной группы 10В класса (8 человек), но и те, кто просто хотел побольше узнать по астрономии (из 10В): Дима П., Денис П., Наташа Р. После просмотра фильмов мы все вместе обсуждали вопросы строения галактик, их видов, местоположение Солнечной системы в нашей галактике Млечный путь, рассматривали гипотезы – причины движения планет ''именно по таким орбитам'' (разработка теории гравитации, аналогично квантовой теории). Ребятам понравилось оформление и содержание фильмов, тем более, что в них приведены находки по этой науке (правда, в сжатом виде). Ученики поддержали идею провести игру-путешествие по Вселенной со всем классом.

8 занятие – классный час было посвящено исследованию личности старшеклассников и включало методики «Иду я по лесу» и «Герб». Первая из них была проведена со всеми присутствующими учащимися 10В класса (26чел.), после ответов на предложенные вопросы и общей интерпретации ребята индивидуально моли проконсультироваться с учителем, что позволило добиться большего погружения в самих себя. Вторая методика предлагалась желающим, поэтому кроме девчат из экспериментальной группы, которые захотели исследовать себя и потом встать на место других (развить эмпатию), свой «герб» рисовали ещё 9 человек.

Результаты диагностики были разобраны нами на отдельном занятии, где девчата узнали о классификации типов личности по Юнгу, с каждой мы проводили индивидуальную беседу, которая выявляла особенности (взгляды, предпочтения, мотивы, желания, убеждения) личности и мировоззрения испытуемых. Подобная работа позволяет более детально отработать с каждым учеником какие-либо жизненные ситуации, выявить подводные камни, мешающие гармоничному развитию и постараться вместе с учеником преодолеть их. Так, нами была выявлена низкая самооценка у Наташи П., Кати К., Валиды А., которые стеснялись себя, могли пренебречь своим мнением, не настоять на своей точке зрения, даже если были правы и их мнение было бы полезно для решения проблемы, и т.д. Их лозунг «Чтоб другим было хорошо, а я как-нибудь », по нашему мнению, нуждался в исправлении последней его части – любви к себе. Поэтому мы беседовали с ними именно на эту тему, поощряя стремление делать пользу людям и одновременно воспитывая в них личность. Девчата стали более уверенными в себе, жаль, что за короткий срок эксперимента нам не удалось отследить в них более глубинных изменений в этой области. Естественно, что подобная работа проводилась не только на занятиях, но и в общении между уроками. Другой пример – Лена З., талантливая, умная девушка, для которой мир воспринимается через призму ''борьбы за выживание'', осознавая всю ''болезненность этого мира'', она старается работать только умом, убирая эмоции и чувства на задний план, это рождает в ней противоречия, легко диагностируемые с помощью этих методик. Именно её ответ в контрольном эксперименте, что закон космоса это выживание сильнейшего и только. В беседе с ней мы пришли к выводу (с большим трудом) о нужности сердечных, человеческих чувств в мире и обществе, а главное, в себе самой. Весьма интересен тот факт, что в экспериментальной группе собрались более сердечные, ранимые, эмоциональные школьники, чем те ребята из класса, которые вошли в контрольную группу. Более активными в классе являются девушки, среди парней же есть ребята, которые провоцируют всех остальных на пассивность в работе или же просто отбивают интерес у других (антилидеры), поэтому участники эксперимента – в основном девчата.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще о педагогике:

Финансово-экономическая деятельность
Доходы учреждения складываются из двух источников: - бюджетное финансирование из областного бюджета -внебюджетные средства (доходы от предпринимательской и иной (родительская плата) приносящей доход деятельности, благотворительных взносов). Рис. Использование бюджетных средств педагогический опыт о ...

Становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности
Младший школьный возраст (с 6-7 лет до 9-10 лет) определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребен ...

Развитие организаторских способностей подростков
В подростковом возрасте наступает период первичной социализации, происходит выбор и, в большинстве случаев, обучение профессии. В эту пору значительно дифференцируются способности и интересы обучаемых, формируется и вырабатывается жизненная позиция. Говоря о способности, мы подразумеваем индивидуал ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru