Экспериментальное изучение процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР

Статьи о педагогике » Коррекционная работа по устранению дислексии у детей с трудностями в обучении » Экспериментальное изучение процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР

Страница 1

Для решения задачи изучения процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР нами было проведено экспериментальное обследование 10 детей 2 класса Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Надежда» г. Чебоксары, где обучение осуществляется по системе 1-5 (начальное общее образование). Все испытуемые имели заключение о задержке психического развития различного генеза.

Учитывая принцип системности при организации коррекционной работы стартовый срез, проведённый в сентябре 2002 года, состоял из обследования экспрессивной, импрессивной и письменной речи. Кроме того, логопедическое обследование включало в себя сбор анамнестических данных и клинической беседы. При определении ведущего неврологического синдрома и степени его проявления мы опирались на заключение невропатолога.

Методика состоит из двух разделов. Первый, больший по объёму, направлен на исследование особенностей устной речи, второй- на проверку письменной речи.

Речевые пробы для учащихся 2 класса

Раздел I. Устная речь

Блок 1. Экспрессивная речь.

Серия 1. Уровень моторной реализации высказывания

А) Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова.

Собака- маска- нос щука- вещи- лещ

Сено- косить- высь чайка- очки- ночь

замок- коза рыба- корова- топор

зима- ваза река- варенье- дверь цапля- овца- палец лампа- молоко- пол

шуба- кошка- камыш лето- колесо-соль

жук- ножи

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких б, д, в; задненёбных г, к, х, й).

Оценка

Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие, шипящие, л,ль, р,рь, все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные результаты суммируются.

6 баллов - нормативное произношение всех звуков группы;

один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам;

2- искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

Максимальная оценка равна 30 баллам.

Б) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

Инструкция: повторяй за мной слова.

скакалка кинотеатр

танкист баскетбол

космонавт перепорхнуть

милиционер аквалангист

сковорода термометр

Оценка каждой пробы осуществляется по двум критериям:

Оценка слоговой структуры слова

1,5 балла- чёткое и правильное воспроизведение слова;

замедленное, напряжённое или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

0,5- изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счёт пропуска согласного звука при стечении) с сохранением общего количества слогов в слове;

нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов) или невыполнение.

Максимальная оценка составляет 15 баллов.

Оценка звуковой структуры слова

1,5 балла- правильное повторение;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Начальный детский лексикон
Активный и пассивный словарь ребенка исследовали Г.М. Лямина, Ф.И. Фрадкина, Р.Л. Розенгард-Пупко, С.Н. Цейтлин и другие. Они отмечали тот факт, что между продуцированием и восприятием речи существует значительный разрыв. Выделяют две стороны речи: пассивную (восприятие и понимание) и активную (про ...

Методические приемы использования мультимедийных средств обучения на уроках биологии
Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложн ...

Рисунок мелом на классной доске
Наибольшее распространение рисунок мелом на классной доске получил во второй половине XIX века, т.е. в тот период, когда рисование было введено в школах, как обще образовательный предмет. Историки считают, что одним из первых педагогов, который предложил использовать классную доску и мел на первона ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru