Для решения задачи изучения процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР нами было проведено экспериментальное обследование 10 детей 2 класса Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Надежда» г. Чебоксары, где обучение осуществляется по системе 1-5 (начальное общее образование). Все испытуемые имели заключение о задержке психического развития различного генеза.
Учитывая принцип системности при организации коррекционной работы стартовый срез, проведённый в сентябре 2002 года, состоял из обследования экспрессивной, импрессивной и письменной речи. Кроме того, логопедическое обследование включало в себя сбор анамнестических данных и клинической беседы. При определении ведущего неврологического синдрома и степени его проявления мы опирались на заключение невропатолога.
Методика состоит из двух разделов. Первый, больший по объёму, направлен на исследование особенностей устной речи, второй- на проверку письменной речи.
Речевые пробы для учащихся 2 класса
Раздел I. Устная речь
Блок 1. Экспрессивная речь.
Серия 1. Уровень моторной реализации высказывания
А) Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова.
Собака- маска- нос щука- вещи- лещ
Сено- косить- высь чайка- очки- ночь
замок- коза рыба- корова- топор
зима- ваза река- варенье- дверь цапля- овца- палец лампа- молоко- пол
шуба- кошка- камыш лето- колесо-соль
жук- ножи
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких б, д, в; задненёбных г, к, х, й).
Оценка
Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие, шипящие, л,ль, р,рь, все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные результаты суммируются.
6 баллов - нормативное произношение всех звуков группы;
один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам;
2- искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;
искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.
Максимальная оценка равна 30 баллам.
Б) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова
Инструкция: повторяй за мной слова.
скакалка кинотеатр
танкист баскетбол
космонавт перепорхнуть
милиционер аквалангист
сковорода термометр
Оценка каждой пробы осуществляется по двум критериям:
Оценка слоговой структуры слова
1,5 балла- чёткое и правильное воспроизведение слова;
замедленное, напряжённое или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
0,5- изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счёт пропуска согласного звука при стечении) с сохранением общего количества слогов в слове;
нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов) или невыполнение.
Максимальная оценка составляет 15 баллов.
Оценка звуковой структуры слова
1,5 балла- правильное повторение;
Еще о педагогике:
Начальный детский лексикон
Активный и пассивный словарь ребенка исследовали Г.М. Лямина, Ф.И. Фрадкина, Р.Л. Розенгард-Пупко, С.Н. Цейтлин и другие. Они отмечали тот факт, что между продуцированием и восприятием речи существует значительный разрыв. Выделяют две стороны речи: пассивную (восприятие и понимание) и активную (про ...
Методические приемы использования мультимедийных средств обучения на уроках
биологии
Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложн ...
Рисунок мелом на классной доске
Наибольшее распространение рисунок мелом на классной доске получил во второй половине XIX века, т.е. в тот период, когда рисование было введено в школах, как обще образовательный предмет. Историки считают, что одним из первых педагогов, который предложил использовать классную доску и мел на первона ...