Экспериментальное изучение процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР

Статьи о педагогике » Коррекционная работа по устранению дислексии у детей с трудностями в обучении » Экспериментальное изучение процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР

Страница 1

Для решения задачи изучения процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР нами было проведено экспериментальное обследование 10 детей 2 класса Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Надежда» г. Чебоксары, где обучение осуществляется по системе 1-5 (начальное общее образование). Все испытуемые имели заключение о задержке психического развития различного генеза.

Учитывая принцип системности при организации коррекционной работы стартовый срез, проведённый в сентябре 2002 года, состоял из обследования экспрессивной, импрессивной и письменной речи. Кроме того, логопедическое обследование включало в себя сбор анамнестических данных и клинической беседы. При определении ведущего неврологического синдрома и степени его проявления мы опирались на заключение невропатолога.

Методика состоит из двух разделов. Первый, больший по объёму, направлен на исследование особенностей устной речи, второй- на проверку письменной речи.

Речевые пробы для учащихся 2 класса

Раздел I. Устная речь

Блок 1. Экспрессивная речь.

Серия 1. Уровень моторной реализации высказывания

А) Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова.

Собака- маска- нос щука- вещи- лещ

Сено- косить- высь чайка- очки- ночь

замок- коза рыба- корова- топор

зима- ваза река- варенье- дверь цапля- овца- палец лампа- молоко- пол

шуба- кошка- камыш лето- колесо-соль

жук- ножи

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких б, д, в; задненёбных г, к, х, й).

Оценка

Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие, шипящие, л,ль, р,рь, все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные результаты суммируются.

6 баллов - нормативное произношение всех звуков группы;

один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам;

2- искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;

искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.

Максимальная оценка равна 30 баллам.

Б) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

Инструкция: повторяй за мной слова.

скакалка кинотеатр

танкист баскетбол

космонавт перепорхнуть

милиционер аквалангист

сковорода термометр

Оценка каждой пробы осуществляется по двум критериям:

Оценка слоговой структуры слова

1,5 балла- чёткое и правильное воспроизведение слова;

замедленное, напряжённое или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

0,5- изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счёт пропуска согласного звука при стечении) с сохранением общего количества слогов в слове;

нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов) или невыполнение.

Максимальная оценка составляет 15 баллов.

Оценка звуковой структуры слова

1,5 балла- правильное повторение;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Взаимодействие с семьей как главный способ приобщения родителей к участию в образовательном процессе
Если раньше детский сад рассматривался многими семьями лишь как выход из затруднительного положения, то сегодня уже мало кто сомневается в его воспитательной роли. Можно предположить, что родители должны только радоваться той педагогической работе, которая в настоящее время проводится в детских сад ...

Выявление уровня организаторских способностей подростков в детском оздоровительном лагере
Работа социального педагога в летних оздоровительных лагерях имеет свои особенности, связанные со стоящими перед ним задачами: укрепления здоровья детей, отдыха и воспитания в разнообразной увлекательной дли них деятельности, организуемой на основе ребяческого самоуправления. В лагерях отношения вз ...

Роль психологической службы в построении отношений школьников с преподавателем
Психологическая служба в лицее N 3 существует с 1991 года. Школьные психологи являются связующим звеном между психологической наукой и школьной практикой. В процессе становления службы определились основные функции ее деятельности: 1.Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru