Структура и типы проблемных ситуаций, способы их создания

1.Рассмотрим различные классификации типов проблемных ситуаций:

Ориентируясь на характер лежащего в основе проблемной ситуации противоречия между знанием и незнанием Т.В. Кудрявцев выделяет следующие типы проблемных ситуаций в обучении учащихся средних общеобразовательных учреждений:

1) проблемные ситуации, возникающие при столкновении ученика с противоречием между имеющимися знаниями и теми требованиями, которые возникают в ходе решения новых теоретических или практических педагогических задач;

2) проблемные ситуации, сопровождающие обнаружение учеником противоречия между теоретически возможным путем решения педагогической задачи и его практической нецелесообразностью или неосуществимостью;

3) проблемные ситуации, связанные с необходимостью выбора учеником способа решения педагогической задачи из сложившейся у него системы знаний;

4) проблемные ситуации, возникающие при отсутствии у ученика теоретических знаний для обоснования практически достигнутого результата.

По мнению И.А. Ильницкой проблемные ситуации могут быть классифицированы и по характеру обстоятельств которыми вызвано их появление:

1) проблемные ситуации, возникающие при направленности учебно-воспитательного процесса на поиск новых знаний;

2) проблемные ситуации, связанные с поиском новых средств и способов действий. (Эту группу составляют ситуации противоречия между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью, большим количеством фактических данных и отсутствием метода их обработки и анализа и т.д.).

3) проблемные ситуации, вызванные поиском оценки применимости теории или метода. Эту группу составляют ситуации, возникающие в случаях, когда неизвестно, применима ли данная модель или метод, теория или средство в данных условиях, когда следует установить в каких еще областях применима та или иная теория или методика.

Требования к созданию проблемных ситуаций:

1) система должна охватывать основные типы доступных для усвоения студентами аспектных проблем каждой науки и смежных с ней областей;

2) отражать важные в образовательном отношении и доступные для овладения учениками методы науки;

3) предусматривать формирование важнейших черт творческой деятельности обучающихся;

4) охватывать разные уровни сложности проблемных задач, оптимальных для общего среднего образования;

5) учитывать требования к усложнению проблемных задач по содержанию, структуре, последовательности решения в процессе обучения.

Условия эффективной организации и использования проблемного обучения:

1) учет и анализ особенностей изучаемой науки и определение типологии и системы учебно-познавательных проблем, подлежащих разрешению на занятиях по предмету;

2) определение функций проблемных ситуаций;

3) разработка методических подходов к решению типовых учебных проблем;

4) планирование в изучаемом курсе системы проблемных занятий-лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий;

5) высокий уровень познавательного интереса к предмету; 6)оптимальная степень овладения учениками умениями и навыками

самостоятельной учебной работы, умственного труда и творческой деятельности;

7) последовательный характер освоения системы проблемного обучения. Рассмотрим структуру и способы конструирования проблемных ситуаций.

Способы конструирования проблемных ситуации:

1) перед учеником должно быть поставлено такое задание, при выполнении которого будет открыто подлежащее усвоению новое знание;

2) неизвестное знание, которое нужно открыть для правильного выполнения задания, может представлять общую закономерность, общий способ действия, нестандартное применение знаний и приемов работы и т.д.

Далее целесообразно рассмотреть методы проблемного обучения.

Еще о педагогике:

Экспериментальное изучение процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР
Для решения задачи изучения процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР нами было проведено экспериментальное обследование 10 детей 2 класса Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата « ...

Нейропсихологические механизмы письменной речи
Многочисленные исследования показывают принципиальную сложность механизма речевой деятельности человека, а также то, что язык – это динамическая система которая формируется постепенно в связи с нейрофизиологическими закономерностями развития всех функциональных систем организма. Формирование функци ...

Технология индивидуально – ориентированной системы обучения
Для осуществления поставленной цели, а именно реализация индивидуального подхода в преподавании генетики, мы опирались на технологию индивидуально – ориентированной системы обучения, разработанную кандидатом психологических наук, доцентом КГПУ, научным руководителем лаборатории ИПК РО и краевого ин ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru