Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Анализ деятельности по формированию мировоззрения старшеклассников при обучении в школе

Страница 3

В конце посещения РГПУ мы побывали в астрономической аудитории, где можно было увидеть модели небесной сферы, карту звёздного неба, модель движения Земли вокруг Солнца, глобус Луны, звёздные атласы, прочитать о комете Хейла-Боппа, проследить за движением планет по карте, чем и занимались ученики. Для них этот поход оказался очень насыщенным. Включение в различные виды деятельности, поток информации не только по астрономии, но и о возможностях вуза, может быть, помогут в определении будущей профессии кому-то из учеников 10В класса. Занятие – поход вобрало в себя в форме экскурсии элементы панорамного урока по всему курсу астрономии, выявление проблем понимания устройства мира и экскурс прошлое науки. Задача познакомить учащихся с астрономией, её вопросами была решена полностью, к тому же были определены некоторые темы для подробного освещения на последующих занятиях.

3 занятие - «Эти загадочные созвездия» ввело ребят (которых оказалось 10 вместо 18) в мир звездные узоров. Рассказывая о звёздах, их именах, ''паспорте'', астрономах, исследовавших звёздные узоры (К. Птолемей, Бируни, Улугбек, ас-Суфи, А. Пикколомини, Дж. Флемстид, Э Галлей, Н. Лакайль и др.) ученикам Наташе А., Инне Г., Валиде А., Насте К., Юле Кузн., Юле Кон., Лене Ж., Кате П., Наташе П., Ане К. мы предложили собрать карту звёздного неба из открыток с символическими изображениями созвездий. Знакомясь таким образом с созвездиями, девушки воспринимали и историю их названий (здесь очень помогла книга ). Разбившись на группы по 2-3 человека «звездное небо Антарктиды и южного полушария», «млечный путь и зодиак», «Созвездия зимнего неба, околополярные созвездия», «созвездия весеннего и летнего неба» мы с помощью книг, журналов и наборов открыток должны были через 5-10 минут кратко рассказать об этих созвездиях, чтобы все остальные тоже узнали о них Далее предлагались карта звёздных треугольников (по Е.П. Левитану) и мини-кроссворд, с которым девушки справились легко. Организуя конкурс по умению считать «животных», «предметы», «мифических персонажей», «одушевлённых» и т.п. мы повторили пройденный материал. Особое внимание ученики уделили изучению своих созвездий (по знаку зодиака), расположению их на небе, наличию необычных небесных объектов в них. Мы обсудили, как движется Земля вокруг Солнца и что значит, например, фраза «Солнце в Тельце», а также рассмотрели системы звёздных координат. Мы сравнили Землю с большим космическим кораблём, на котором мы летим, познавая мир, читаем звёздные письмена на небе. Анализируя занятие, учащиеся сказали о том, что полезным для них стало знание созвездий, им теперь легко будет отыскать их на небе, ориентируясь по самым ярким звёздам, что нужно так собираться, чтобы можно было, общаясь, узнавать себя и мир вокруг. Вместе с девчатами мы решили подводить итоги после каждого занятия (таким образом стала реализовываться ''орлятская'' методика) и встречаться по возможности 2 раза в неделю. Это была инициатива участников факультатива, поэтому мы можем сделать вывод об осознании значения занятий как средства развития взгляда на мир.

4 занятие было посвящено теме «Человек в масштабном центре Вселенной». На нём пришедшие (те же 10 человек) познакомились со взглядом С.И. Сухоноса на место человека во Вселенной: масштабные границы нашей Вселенной таковы, что в центре масштабного интервала находится живая клетка (5*10-3см.=50мкм., этот среднегеометрический размер свойственен всем видам ядерных клеток: одноклеточным, растительным, животным), которая во столько раз больше мельчайшей частицы Вселенной – максимона (частица теоретически высчитана М. Планком более 100 лет назад размером 10-33см и массой 10-5г, академиком М.А. Макаровым названа максимон-1), во сколько раз она меньше её верхней границы Метагалактики. Человек по своим размерам занимает центральное место в масштабном диапазоне белковой жизни на Земле. Он во столько раз больше мельчайшей частицы жизни – вируса, во сколько раз меньше верхнего предела жизни на Земле – Биосферы. Из этих данных наш разговор привёл к вопросу о человеке как властелине природы или неотъемлемой частице Вселенной, поддерживающей порядок вокруг себя. Развивая тему эволюции Вселенной, мы затронули вопросы появления мира в сказаниях и мифах народов мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Изучение особенностей личности старших школьников в педагогическом процессе
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности. Что касается физического развития, у учащихся этого возра ...

Результаты проектной деятельности
Результаты проектной деятельности часто отождествляются лишь с выполнением проектов. На самом деле при использовании метода проектов существует другой, не менее важный результат. Это формирование общеучебных умений и навыков у учащихся: Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения ко ...

Методика организации самостоятельной работы как один из путей развития самостоятельности и повышения знаний по дисциплине «Окружающий мир»
Экспериментальная работа осуществлялась в Сартамской начальной школе В экспериментальном исследовании приняли участие дети, обучающиеся 3 и 4 класса. Цель опытно-экспериментальной работы: проверить уровень развития самостоятельности и степень усвоения учебного материала с помощью самостоятельных ра ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru