Основной задачей системы высшего образования является удовлетворение потребностей государства в специалистах нужного профиля. При этом выпускаемые специалисты могут иметь различное качество подготовки, которое будет зависеть от того, насколько полно выпускник вуза сможет соответствовать предъявляемым к нему требованиям.
Развивающиеся наука и техника предъявляют новые требования к содержанию высшего образования. Специалист каждого нового выпуска того или иного учебного заведения всегда должен иметь более высокий уровень подготовки, чем специалист предыдущего выпуска. Качество подготовки специалиста во многом определяется программой его обучения, и, в частности, главным документом этой программы - учебным планом вуза. Подготовка специалистов, отвечающих современным запросам, влечет за собой непрерывное совершенствование учебных планов с тем, чтобы они всегда находились в наивысшем соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалисту, поэтому учебный план должен быть достаточно гибким для быстрой адаптации к меняющимся требованиям по отношения к специалисту.
В настоящее время процесс составления учебных планов, основанный на опыте и интуиции работников высшей школы, нуждается в серьезном совершенствовании и научном обосновании принимаемых решений. Это особенно актуально в условиях все возрастающих требований к подготовке специалистов, необходимости частого обновления учебных планов, необходимости повышения качества учебного процесса в условиях перехода Украины к рыночным отношениям. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающий целесообразную перестройку системы профессионального образования с учетом жизненных реалий.
Существенно важным компонентом профессионального образования является его содержание. Тесно связанное с уровнем развития науки, техники и производства, оно подвергается наиболее интенсивным преобразованиям, вытекающим из изменений содержания труда, развития структуры рынка труда. При этом повышение требований экономики к качеству подготовки специалистов не сопровождается адекватным улучшением содержания образования.
Учебный процесс как система взаимодействия объектов во времени описывается тремя группами объектов: преподаватели, учебные группы и аудитории, которые для достижения определенной цели выполняют некоторый технологический процесс, описываемый заданным учебным планом. Поскольку множества значений указанных групп достигает значительного числа, поиск оптимального по некоторой совокупности критериев варианта управления их взаимодействием является трудоемким процессом и должен быть автоматизирован.
Методической и плановой базой для организации учебного процесса по любой специальности и форме подготовки (переподготовки, повышения квалификации) являются учебные планы, разработка которых требует привлечения специалистов высокой квалификации (деканов, заведующих кафедрами, ведущих профессоров и доцентов, экспертов), и значительных трудозатрат (сотни часов рабочего времени при разработке новых учебных планов) и десятки часов при внесении изменений, модернизации планов. Объем этой работы возрастает при увеличении вариативности учебного процесса. Поэтому задача создания средств автоматизации для разработки различных видов учебных планов является актуальной.
Сложность управления учебным процессом заключается в том, что оценка качества управления и корректировка учебных планов, распределения нагрузки, расписания занятий возможны только после завершения определенного цикла обучения (семестра, учебного года и т. п.). Такое управление называется асинхронным в отличии от управления действием объекта в любой момент времени, определяемое как синхронное управление. Коррекция поведения объекта при синхронном управлении осуществляется воздействием органов управления, а при асинхронном управлении выбором набора и порядка следования операций, выполнение которых должно привести к некоторой цели, по оценке полученной после завершения очередного этапа процесса.
Цель данной дипломной работы проанализировать проблемы автоматизации учебного процесса, а также разработать автоматизированный учебный план, с помощью табличного процессора Microsoft Office Excel. Основная цель разработки автоматизированного учебного плана это сокращение длительности процесса составления учебного плана. Актуальность проблемы вызвана современным состоянием высшего образования и небольшим количеством публикаций в специальных изданиях и средствах массовой информации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть существующую практику внедрения АИС (Автоматизированных информационных систем) в образование;
Проанализировать применение новых информационных технологии в управлении учебным процессом;
Определить роль и место учебных планов в системе образования;
Разработать алгоритм автоматизации учебного плана с учетом структурных и количественных параметров.
Объектом изучения дипломной работы является управление учебным процессом, предметом — использование автоматизированных информационных систем в целях качественной организации учебного процесса.
Для достижения поставленной в работе цели использовались следующие методы исследования: анализ процесса составления учебных планов вузов, моделирование системы синтеза учебных планов вузов и анализ результатов после проведения расчетов на модели, а также сравнительный, системный подход, а также метод документного анализа.
По проблеме автоматизации учебного процесса написано не много работ, каждая из которых раскрывает лишь определенный аспект внедрения информационных технологий в управление образованием. Так в монографии Олифирова О.В. и Войтюшенко Н.М. рассмотрены теоретические основы создания информационной системы в высшем учебном заведении, сделан анализ возможностей компьютерных технологий и тенденций развития автоматизированных информационных систем, предложена концепция их построения.
В работе Коршунова С.В. «Разработка модели организации учебного процесса», показано новое информационное состояние общества, связанное с изменением соотношения частотных характеристик обновления информации на генетическом (биологическом) и социальном (общественном) уровнях. Рассмотрено влияние нового информационного состояния общества.
В статье Костикова Ю.В. «Автоматизация управления учебным процессом», выполнен анализ роли и места учебных планов в системе образования, определены разновидности учебных планов, их структурные и параметрические составляющие, разработаны модели учебных планов, выполнена формализация процессов разработки учебных планов.
В статье Вайсмана О.А. и Яблонского В.Б. «Информационное обеспечение системы управления образованием», рассмотрены основные направления модернизации системы образования, включающие прогрессивные технологии информатизации, сетевые технологии: выделяются преимущества информационно-коммуникационные технологий в совершенствовании механизма управления образованием с учетом автоматизированных систем.
В статье Еслямова С.Г. «О некоторых проблемах компьютеризации учебного процесса и информатизации образования», проанализирована роль компьютеризации учебного процесса посредством компьютерной технологии обучения и информатизации системы образования. Сформированы основные проблемы проектирования и реализации компьютерной технологии обучения. Описаны основные направления решения указанных проблем, также рассматриваются проблемы компьютеризации управления учебным процессом.
В работе Касимова Я.Х. «Информационные технологии в управлении образованием», рассматриваются основные принципы создания информационного пространства для качественного управления образованием.
В статье Петрова А.Б. «Концептуалы нового образования в эпоху информационных технологий», рассмотрены основные проблемы и пути преобразования образовательного процесса с учетом современного уровня развития информационных технологий. Выделено четыре основных этапа применения информационных технологий в образовательном процессе, определены основные проблемы текущего состояния проблемы. Сформулированы и раскрыты пять концептуалов, определяющих основные тенденции и принципы организации учебного процесса в будущем, показаны положительные и отрицательные стороны.
В статье Линькова В. М. «Вопросы автоматизации управления учебным процессом в ВУЗе», проанализированы функции и задачи автоматизированных систем управления учебным процессом на уровне ректората, факультета, кафедр. Рассмотрены требования к автоматизированным информационным системам, на основе выполняемых задач.
В статье Савельева Н.А. «Научно-методические основы разработки системы управления образовательным процессом на основе информационных технологий», излагается подход к созданию автоматизированной информационной системы вуза (АИСВУЗ) на основе применения сетевых технологий и интеграции информационных ресурсов в вузе в единую базу данных. Предложенное решение в области создания АИСВУЗ обеспечивает высокую степень целостности и непротиворечивости данных. Применение АИСВУЗ направлено на повышение эффективности всех уровней управления вузом. Для интеграции информационных ресурсов использовалась концепция доменно-ориентированной распределенной базы данных.
В работе Сергеевой М.А. «Обновление системы управления качеством образования на основе совершенствования ее информационного обеспечения», рассмотрена концепция «информационного общества». В концепции «информационного общества» информация приобретает первоочередное значение, так как без качественного информационного обеспечения, налаженной инфраструктуры связей невозможно получить оптимизированное по набору параметров управленческое решение. Создание целостной системы информации внутри образовательного учреждения позволит улучшить качество прогнозирования и планирования управляющей и управляемых подсистем.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе предложен новый подход к построению учебного плана, практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе работы создана автоматизированная система расчета учебных планов вузов для ПЭВМ. С помощью этой системы можно быстро и качественно рассчитать учебный план.
Еще о педагогике:
Уровни и формы осуществления методической деятельности
Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывает процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преп ...
Логопедическое обследование
Прежде чем начать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо провести обследование. При обследовании детей с нарушениями звукопроизношения нужно решить целый ряд задач. Основные из них следующие: Отграничение истинных нарушений звукопроизношения, требующих специальной логопе ...
Кадровый состав центра
Общая численность работников-217, из них 106- педагогических работников. Среди них- 75 педагогов дополнительного образования, 8 –педагогов-организаторов, 9-методистов, 14-концертмейстеров. Рис. Педагогический персонал Таблица Нормативно-правовое обеспечение деятельности Методического центра Организ ...