Анализ предметной области подсистемы — учебный план

Страница 1

Учебный план — документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на предмет.

Существующая (традиционная) организационная схема составления учебных планов работает следующим образом. Из министерства в ректорат вуза поступает Государственный образовательный стандарт (ГОС) для составления рабочего учебного плана по специальности или направлению. В некоторых случаях из учебно-методического объединения поступают дополнительные документы для этого: примерный рабочий план или аналогичный документ. Ректорат направляет эти документы в деканат соответствующего факультета (или непосредственно на кафедру, являющуюся выпускающей для определенной специальности); декан — на выпускающую кафедру, где выполняется разработка рабочего учебного плана (или нескольких планов, или изменение существующих) и семестровых планов.

Для разработки планов учебный отдел должен представить график учебного процесса:

количество семестров;

количество недель в семестре;

количество аудиторных часов в неделю;

продолжительность экзаменационных сессий, каникул, практик, дипломного проектирования (ДП).

Подготовленный рабочий учебный план утверждает ректорат. Утвержденный учебный план используется для составления семестровых учебных планов, которые передаются в деканат, где на основе распределения дисциплин по кафедрам выполняется подготовка выписок из семестровых планов каждой кафедры с указанием потоков студентов, курсов, количества студентов на потоке и т. д. Выписки из семестровых планов используются для расчета учебной нагрузки кафедры. Все документы традиционно представлены на бумажных носителях. При их формировании возможно появление ошибок, для исключения которых выполняются многократные проверки содержания документов, что увеличивает сроки и трудоемкость их составления. Наибольшую трудоемкость в рассматриваемом процессе имеет составление рабочего учебного плана, в котором можно выделить следующие операции:

На основе требований ГОС и графика учебного процесса вычисляется общее количество часов учебной работы студента (аудиторной и самостоятельной);

Определение перечня учебных дисциплин и распределение между ними общего числа часов; одна часть дисциплин и количество часов на них устанавливается ГОС, другая — устанавливается советом вуза. При этом, как правило, в том или ином виде должна быть согласована взаимосвязь дисциплин и последовательность их изучения. Например, может быть составлена структурно-логическая схема учебного плана специальности (направления);

Часы каждой дисциплины распределяются на аудиторные и часы для самостоятельной работы, при этом количество аудиторных часов должно быть кратно количеству недель в семестре; если в каждом семестре одинаковое количество недель, то это условие выполняется достаточно просто, в противном случае процесс становится итерационным: в зависимости от назначения дисциплины на конкретный семестр может потребоваться изменение аудиторного количества часов;

Распределение дисциплин по семестрам: на основе анализа взаимосвязи дисциплин (структурно-логической схемы) выполняется назначение выделенного количества аудиторных часов на семестры; при этом следует соблюдать ограничение на количество часов аудиторных занятий в неделю; например, не более 36, включая факультативные занятия;

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения
Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосф ...

Диагностика сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности
Диагностика мотивации проводится на всех этапах урока в виде учебных заданий. Мотивация учения в рамках учебного занятия представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов, связанных с началом работы (готовность, включенность), ходом ее выполнения, завершением (удовлетворенность или неудовле ...

Педагогические условия развития мышления посредством игровых занимательных задач у детей шестого года жизни
Целью формирующей работы является развитие мышление у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач. Задачи: 1. Разработать систему игр и упражнений по развитию мышления у детей шестого года жизни посредством игровых занимательных задач. 2. Определить эффективные педагогические у ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru