Учебный план — документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на предмет.
Существующая (традиционная) организационная схема составления учебных планов работает следующим образом. Из министерства в ректорат вуза поступает Государственный образовательный стандарт (ГОС) для составления рабочего учебного плана по специальности или направлению. В некоторых случаях из учебно-методического объединения поступают дополнительные документы для этого: примерный рабочий план или аналогичный документ. Ректорат направляет эти документы в деканат соответствующего факультета (или непосредственно на кафедру, являющуюся выпускающей для определенной специальности); декан — на выпускающую кафедру, где выполняется разработка рабочего учебного плана (или нескольких планов, или изменение существующих) и семестровых планов.
Для разработки планов учебный отдел должен представить график учебного процесса:
количество семестров;
количество недель в семестре;
количество аудиторных часов в неделю;
продолжительность экзаменационных сессий, каникул, практик, дипломного проектирования (ДП).
Подготовленный рабочий учебный план утверждает ректорат. Утвержденный учебный план используется для составления семестровых учебных планов, которые передаются в деканат, где на основе распределения дисциплин по кафедрам выполняется подготовка выписок из семестровых планов каждой кафедры с указанием потоков студентов, курсов, количества студентов на потоке и т. д. Выписки из семестровых планов используются для расчета учебной нагрузки кафедры. Все документы традиционно представлены на бумажных носителях. При их формировании возможно появление ошибок, для исключения которых выполняются многократные проверки содержания документов, что увеличивает сроки и трудоемкость их составления. Наибольшую трудоемкость в рассматриваемом процессе имеет составление рабочего учебного плана, в котором можно выделить следующие операции:
На основе требований ГОС и графика учебного процесса вычисляется общее количество часов учебной работы студента (аудиторной и самостоятельной);
Определение перечня учебных дисциплин и распределение между ними общего числа часов; одна часть дисциплин и количество часов на них устанавливается ГОС, другая — устанавливается советом вуза. При этом, как правило, в том или ином виде должна быть согласована взаимосвязь дисциплин и последовательность их изучения. Например, может быть составлена структурно-логическая схема учебного плана специальности (направления);
Часы каждой дисциплины распределяются на аудиторные и часы для самостоятельной работы, при этом количество аудиторных часов должно быть кратно количеству недель в семестре; если в каждом семестре одинаковое количество недель, то это условие выполняется достаточно просто, в противном случае процесс становится итерационным: в зависимости от назначения дисциплины на конкретный семестр может потребоваться изменение аудиторного количества часов;
Распределение дисциплин по семестрам: на основе анализа взаимосвязи дисциплин (структурно-логической схемы) выполняется назначение выделенного количества аудиторных часов на семестры; при этом следует соблюдать ограничение на количество часов аудиторных занятий в неделю; например, не более 36, включая факультативные занятия;
Еще о педагогике:
Опытно-экспериментальная работа по развитию детского
декоративного творчества средствами декоративной композиции
Дошкольное образовательное учреждение №20 г. Кирово - Чепецка работает по программе "Радуга" Т.Н. Дороновой. В группе были созданы все необходимые условия для развития детского изобразительного творчества: на занятии и в свободном пользовании находились листы разного формата, наборы графи ...
Клинико – психолого – педагогическая характеристика детей с ЗПР
Особенностью задержки психического развития является неравномерность нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. У детей с задержкой психического развития отсутствует инертность пс ...
Организация психолого-педагогического обучения шестилеток
Проанализировав некоторые образовательные программы обучения и развития детей шести лет и основываясь на полученные в ходе диагностики результаты, можно сделать вывод, что программа, разработанная академиком Л.В. Занковым, более приемлема для обучения данной группы детей. Во-первых, богатство содер ...