Процесс составления учебных планов может быть организован построена по следующей схеме:
изучение ГОС и ознакомление с примерным учебным планом (если таковой имеется) деканом и зав. выпускающей кафедрой. Рассматриваются различные варианты состава дисциплин (по циклам и компонентам), определяется объем учебной работы по каждой дисциплине. Перечень дисциплин составляется с учетом региональных и вузовских условий и включает альтернативные дисциплины (дисциплины по выбору обучаемого). На основе замечаний и предложений преподавателей осуществляется определение списка дисциплин. Таким образом, в результате анализа, разделения, дополнения и объединения исходных данных ГОС, назначается перечень дисциплин специальности;
распределение объема учебной работы по дисциплинам. На данном этапе должен быть сформирован базовый учебный план типа "А";
часы каждой дисциплины распределяются на аудиторные и часы для самостоятельной работы, в результате формируется базовый учебный план типа "Б";
дальнейшая работа зависит от вида учебного плана. Базовый учебный план типа "В" составляется в результате распределения аудиторных и часов для самостоятельной работы по видам занятий без учета графика учебного процесса. Рабочий учебный план предполагает распределение дисциплин по этапам обучения (например, семестрам): на основе анализа взаимосвязи дисциплин (структурно-логической схемы) выполняется назначение выделенного количества аудиторных и часов для самостоятельной работы по этапам и проводится распределение часов дисциплины (аудиторной и самостоятельной) по видам занятий.
Назначая объем учебной работы по дисциплинам, разработчик учебных планов должен, прежде всего, ориентироваться на содержание рабочих программ назначенных дисциплин. В действительности, на этапе распределения общего числа часов по дисциплинам такие документы большей частью не подготовлены. В результате, некоторые из дисциплин могут оказаться перенасыщенными учебными часами, а другие — необеспеченными необходимым их количеством.
Учебный процесс в сфере открытого образования должен планироваться таким образом, чтобы максимально соответствовать требованиям заказчика, в том числе по объему и содержанию дисциплин. Одним из показателей, определяющих вариативность учебных планов, можно назвать наличие нескольких рабочих программ по одной дисциплине, отличающихся содержанием, глубиной проработки и соответственно, объемом учебной работы. Поэтому, необходимо пересмотреть используемую в настоящее время последовательность составления учебных планов, уточнить место и роль рабочих программ в этом процессе.
Наличие нескольких рабочих программ по одной дисциплине — это один из подходов к разработке учебных планов. Его целесообразно использовать при формировании учебных планов для повышения квалификации, переподготовки, дополнительного образования.
Разработка учебных планов на основе ГОС выполняется путем декомпозиции исходных данных с дополнением структурных и параметрических составляющих. Известно, что процессы декомпозиции сложно формализуются, поэтому автоматизированное решение подобных задач выполняется достаточно часто в диалоговом режиме. Полностью формализуются только отдельные задачи, например, формирование различных отчетов, анализ содержания учебных планов (для выявления «параллельных» составляющих).
Разработка учебных планов состоит из следующих этапов:
составление базовых (первичных) планов на основе ГОС по специальности или направлению:
формирование перечня дисциплин, сгруппированных по циклам; в нем перечисляются дисциплины ГОС и дисциплины, устанавливаемые советом вуза (включая альтернативные);
назначение объема учебной работы (общего и аудиторного, если это требуется); при этом для дисциплин, циклов и плана в целом вычисляются отклонения от ГОС по (1, 2) и выделяются, например, цветом, в случае нарушения ограничений
(4)
(5)
где — допустимое отклонение от (в %);
— допустимое отклонение от (в %);
, (6)
— количество дисциплин в i-ом цикле;
Если базовый учебный план должен содержать сведения об аудиторной учебной работе, то аудиторные часы могут назначаться с учетом или без учета графика учебного процесса, принятого в вузе для данного потока обучаемых (кратность аудиторных часов количеству недель в семестре); на основе одного первичного плана впоследствии могут быть разработаны несколько рабочих учебных планов, отличающихся составом дисциплин (за счет альтернативных) и их распределением по семестрам;
Еще о педагогике:
Организация психолого-педагогического обучения шестилеток
Проанализировав некоторые образовательные программы обучения и развития детей шести лет и основываясь на полученные в ходе диагностики результаты, можно сделать вывод, что программа, разработанная академиком Л.В. Занковым, более приемлема для обучения данной группы детей. Во-первых, богатство содер ...
Методика устранения семантической дислексии
Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится в трёх направлениях: развитие слогового синтеза; развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении, расширение и уточнение лексики. А. Развитие слогового синтеза В том случае, когда ...
Особенности эмоционального развития детей раннего возраста, воспитывающихся
в условиях дома ребенка
Значение развития эмоциональной сферы в процессе становления личности ребенка чрезвычайно велико. Именно в этой области складываются такие важные качества личности, как чувствительность к отношению других людей, отзывчивость на их переживания, собственное эмоциональное самоощущение, определяющее це ...