Процесс составления учебных планов может быть организован построена по следующей схеме:
изучение ГОС и ознакомление с примерным учебным планом (если таковой имеется) деканом и зав. выпускающей кафедрой. Рассматриваются различные варианты состава дисциплин (по циклам и компонентам), определяется объем учебной работы по каждой дисциплине. Перечень дисциплин составляется с учетом региональных и вузовских условий и включает альтернативные дисциплины (дисциплины по выбору обучаемого). На основе замечаний и предложений преподавателей осуществляется определение списка дисциплин. Таким образом, в результате анализа, разделения, дополнения и объединения исходных данных ГОС, назначается перечень дисциплин специальности;
распределение объема учебной работы по дисциплинам. На данном этапе должен быть сформирован базовый учебный план типа "А";
часы каждой дисциплины распределяются на аудиторные и часы для самостоятельной работы, в результате формируется базовый учебный план типа "Б";
дальнейшая работа зависит от вида учебного плана. Базовый учебный план типа "В" составляется в результате распределения аудиторных и часов для самостоятельной работы по видам занятий без учета графика учебного процесса. Рабочий учебный план предполагает распределение дисциплин по этапам обучения (например, семестрам): на основе анализа взаимосвязи дисциплин (структурно-логической схемы) выполняется назначение выделенного количества аудиторных и часов для самостоятельной работы по этапам и проводится распределение часов дисциплины (аудиторной и самостоятельной) по видам занятий.
Назначая объем учебной работы по дисциплинам, разработчик учебных планов должен, прежде всего, ориентироваться на содержание рабочих программ назначенных дисциплин. В действительности, на этапе распределения общего числа часов по дисциплинам такие документы большей частью не подготовлены. В результате, некоторые из дисциплин могут оказаться перенасыщенными учебными часами, а другие — необеспеченными необходимым их количеством.
Учебный процесс в сфере открытого образования должен планироваться таким образом, чтобы максимально соответствовать требованиям заказчика, в том числе по объему и содержанию дисциплин. Одним из показателей, определяющих вариативность учебных планов, можно назвать наличие нескольких рабочих программ по одной дисциплине, отличающихся содержанием, глубиной проработки и соответственно, объемом учебной работы. Поэтому, необходимо пересмотреть используемую в настоящее время последовательность составления учебных планов, уточнить место и роль рабочих программ в этом процессе.
Наличие нескольких рабочих программ по одной дисциплине — это один из подходов к разработке учебных планов. Его целесообразно использовать при формировании учебных планов для повышения квалификации, переподготовки, дополнительного образования.
Разработка учебных планов на основе ГОС выполняется путем декомпозиции исходных данных с дополнением структурных и параметрических составляющих. Известно, что процессы декомпозиции сложно формализуются, поэтому автоматизированное решение подобных задач выполняется достаточно часто в диалоговом режиме. Полностью формализуются только отдельные задачи, например, формирование различных отчетов, анализ содержания учебных планов (для выявления «параллельных» составляющих).
Разработка учебных планов состоит из следующих этапов:
составление базовых (первичных) планов на основе ГОС по специальности или направлению:
формирование перечня дисциплин, сгруппированных по циклам; в нем перечисляются дисциплины ГОС и дисциплины, устанавливаемые советом вуза (включая альтернативные);
назначение объема учебной работы (общего и аудиторного, если это требуется); при этом для дисциплин, циклов и плана в целом вычисляются отклонения от ГОС по (1, 2) и выделяются, например, цветом, в случае нарушения ограничений
(4)
(5)
где — допустимое отклонение
от
(в %);
— допустимое отклонение
от
(в %);
, (6)
— количество дисциплин в i-ом цикле;
Если базовый учебный план должен содержать сведения об аудиторной учебной работе, то аудиторные часы могут назначаться с учетом или без учета графика учебного процесса, принятого в вузе для данного потока обучаемых (кратность аудиторных часов количеству недель в семестре); на основе одного первичного плана впоследствии могут быть разработаны несколько рабочих учебных планов, отличающихся составом дисциплин (за счет альтернативных) и их распределением по семестрам;
Еще о педагогике:
Психофизические особенности детей с нарушением интеллекта
Раскрывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта, необходимо выделить то, что особенности психики таких детей проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности. Дети, у которых ослабл ...
Опытно-экспериментальная
проверка использования пространства кабинета информатики в условиях реализации
различных форм обучения информатике
В данной главе мы проведем экспериментальную проверку использования пространства кабинета информатики в условиях реализации различных форм обучения информатике. Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информаци ...
Виды методической деятельности
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их разв ...