Модель специалиста, как основа создания учебного плана

Страница 1

Одной из актуальнейших задач современной высшей школы является адекватное отражение будущей профессиональной деятельности в содержании и технологиях подготовки специалиста, что влечет за собой изменения в понимании основных детерминант высшего профессионального образования — целей и содержания.

Содержание обучения в целом можно рассматривать как информационную модель профессиональной деятельности, соотнесенную с конкретными организационно-содержательными единицами учебного процесса, т. е. установку и технологию реализации. Это может быть учебная дисциплина, модуль, лабораторный практикум, практика, курсовая работа и т. д.

Конкретная же модель самого содержания образования фиксирует в наборе учебно-программных документов, включающих:

модель деятельности специалиста;

учебный план, фиксирующий знаниевую структуру специальности;

учебные программы, раскрывающие содержание специальности.

Понятие модели специалиста является довольно емким и многообразным. Она может быть определена множеством способов, например так:

Совокупность определенных знаний и навыков, полученных в процессе обучения;

Информационный массив, активное усвоение которого необходимо для эффективной работы по специальности;

Система обучения, позволяющая специалисту успешно реализовывать все виды деловых (производственных) контактов с окружающей средой (информационной, технологической, кадровой и др.);

Детальное описание всех интеллектуально-профессиональных и социально-психологических качеств специалиста;

Формализованный перечень всех должностных функций и обязанностей специалиста;

Система навыков, позволяющих решать стандартные и нестандартные ситуации, возникающие в ходе производственной деятельности специалиста;

Описание статистически усредненных характеристик преуспевающего специалиста определенного профиля – возраст, пол, образование, стаж работы по специальности, владение современными информационными технологиями, знание иностранных языков и т. д.;

Формально-математическое отображение процесса взаимодействия определенных типов обучаемых с преподавателями, технологической средой обучения, искусственно созданной или реальной практической средой и др. с помощью ряда факторов.

Построение модели обычно преследует следующие основные цели:

формировать структуру и содержание обучения в соответствии с Государственным образовательным стандартом и реальными запросами рынка;

разрабатывать учебные планы и программы с учетом целевых ориентиров в заданном моделью социальном и профессиональном контексте;

решать задачи маркетинга и промоушн образовательных услуг, позволяющий при работе с возможными заказчиками и потребителями предъявлять им спецификацию образовательного продукта и сертифицировать качество обучения;

при таком подходе модель деятельности специалиста определяется как полное описание целей образования в соответствующей сфере как системы осваиваемых в образовательном процессе способов и средств адаптации к профессиональной среде, представимых в форме типовых задач профессиональной деятельности, методы их решения, ресурсов.

Попробуем проинтерпретировать модель специалиста как некий определенный образ. Специалистом можно представить как выходной параметр в системе «input — output» и в этом случае, роль «черного ящика» будет отведена модели специалиста (рис.1).

Рис. 1. Модель отношений абитуриента и специалиста

Для решения вопросов, связанных с построение модели специалиста необходимо очертить круг факторов, которые влияют на его подготовку, и выделить среди них те, на которые можно реально воздействовать. Это во-первых, факторы, связанные с врожденными способностями, социально-психологической обстановкой в семье, где воспитывается ребенок, уровнем жизни, фактором «до вузовского» воспитания и образования, качествами личности, наклонностями и устремлениями, сформировавшимися до поступления в ВУЗ. Очевидно, что перечисленная группа факторов практически выпадает из числа управляемых. Вторая группа факторов начинает воздействовать во время обучения будущего специалиста – эффективность отбора абитуриентов, потенциал ВУЗа, содержание и организация учебного процесса, степень использования передовых технология обучения. И, наконец, мало управляемые факторы воздействия на специалиста после окончания учебного заведения – помощь в трудоустройстве, профессиональные консультации и т. д. Таким образом, решая вопрос о построении модели специалиста, прежде всего, приходиться делать упор на вторую группу перечисленных факторов.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Клиническая характеристика детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, им ...

Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ
Как уже говорилось ранее, в период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с ок ...

Методика формирования пространственного мышления учащихся основной школы при построении модели к задачам
В нашей стране обучение математике сложилось таким образом, что около 40% содержания всего материала учебников по математике для начальной школы составляют текстовые задачи. И значительная часть времени на уроках математики отводится решению. Поэтому осуществление направленности этой части уроков н ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru