Для планирования учебного процесса используются три формы учебного плана по каждому направлению подготовки (специальности):
Базовый учебный план – определение трудоемкости учебной работы студентов на весь период обучения по данной специальности;
Рабочий учебный план – определение учебной нагрузки и организация учебного процесса в течение учебного года (в том числе, расчета трудоемкости учебной работы преподавателей) по данной специальности;
Индивидуальный учебный план — определение индивидуальной образовательной программы студента, на семестр или учебный год;
Разновидности учебных планов для системы образования зависят от следующих факторов:
распределение учебной работы по этапам обучения (весь объем учебной работы может полностью или частично распределяться или не распределяться по стадиям, этапам, семестрам, видам занятий в соответствии с графиком учебного процесса);
формы обучения (одна или более форм должны использоваться в составе учебного плана);
место выполнения учебной работы (в одном или нескольких вузах),
связь с графиком учебного процесса (регламентация по времени выполнения учебной работы).
Структура учебного плана определяется следующими компонентами:
состав циклов и отдельных дисциплин;
состав видов занятий;
взаимосвязь дисциплин (отношение следования дисциплин и их разделов);
наличие или отсутствие сегментов форм обучения;
наличие или отсутствие распределенных компонентов;
состав кафедр и преподавателей;
состав методического и материального обеспечения.
Параметры учебного плана:
количество форм обучения;
объемы учебной работы по дисциплинам, циклам и видам занятий, по этапам обучения;
финансовые затраты на выполнение учебной работы по дисциплинам, видам занятий, по плану в целом (со стороны вуза и со стороны заказчика образовательных услуг);
сроки выполнения учебной работы или график учебного процесса (при необходимости).
Множество вариантов учебных планов для одной специальности определяется как декартово произведение множеств вышеуказанных факторов и множества вариантов состава дисциплин:
,(1)
где — множество видов учебных планов в зависимости от разделения учебной работы по этапам обучения;
- множество форм обучения;
- множество мест выполнения учебной работы;
- множество вариантов состава дисциплин.
В зависимости от распределения учебной работы по этапам обучения можно выделить следующие виды учебных планов:
1. Базовый (или первичный) типа А; содержит перечень циклов дисциплин, перечень дисциплин по циклам, общий объем учебной работы (в часах) по дисциплинам, по циклам, по плану в целом; данные должны соответствовать ГОС (при необходимости); содержание такого плана может быть представлено в форме «А»; отклонения объема учебной работы (в %) вычисляются по формулам 2 и 3:
, (2)
,(3)
где — общий объем учебной работы по
-му циклу дисциплин;
Еще о педагогике:
Движущие силы и основные закономерности становления личности
Движущими силами становления личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия. Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и вы ...
Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания
двигательных качеств в программе по физической культуре
Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из самых важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе. Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоо ...
Организация окружающей предметной среды в домах ребенка
Организуя окружающую среду для воспитанников дома ребенка, в основном придерживаются общих принципов, однако следует помнить, что для данной категории детей предметно-развивающая среда приобретает значительно большую значимость, чем для детей, воспитывающихся в семьях. Основные направления преобраз ...