Для планирования учебного процесса используются три формы учебного плана по каждому направлению подготовки (специальности):
Базовый учебный план – определение трудоемкости учебной работы студентов на весь период обучения по данной специальности;
Рабочий учебный план – определение учебной нагрузки и организация учебного процесса в течение учебного года (в том числе, расчета трудоемкости учебной работы преподавателей) по данной специальности;
Индивидуальный учебный план — определение индивидуальной образовательной программы студента, на семестр или учебный год;
Разновидности учебных планов для системы образования зависят от следующих факторов:
распределение учебной работы по этапам обучения (весь объем учебной работы может полностью или частично распределяться или не распределяться по стадиям, этапам, семестрам, видам занятий в соответствии с графиком учебного процесса);
формы обучения (одна или более форм должны использоваться в составе учебного плана);
место выполнения учебной работы (в одном или нескольких вузах),
связь с графиком учебного процесса (регламентация по времени выполнения учебной работы).
Структура учебного плана определяется следующими компонентами:
состав циклов и отдельных дисциплин;
состав видов занятий;
взаимосвязь дисциплин (отношение следования дисциплин и их разделов);
наличие или отсутствие сегментов форм обучения;
наличие или отсутствие распределенных компонентов;
состав кафедр и преподавателей;
состав методического и материального обеспечения.
Параметры учебного плана:
количество форм обучения;
объемы учебной работы по дисциплинам, циклам и видам занятий, по этапам обучения;
финансовые затраты на выполнение учебной работы по дисциплинам, видам занятий, по плану в целом (со стороны вуза и со стороны заказчика образовательных услуг);
сроки выполнения учебной работы или график учебного процесса (при необходимости).
Множество вариантов учебных планов для одной специальности определяется как декартово произведение множеств вышеуказанных факторов и множества вариантов состава дисциплин:
,(1)
где — множество видов учебных планов в зависимости от разделения учебной работы по этапам обучения;
- множество форм обучения;
- множество мест выполнения учебной работы;
- множество вариантов состава дисциплин.
В зависимости от распределения учебной работы по этапам обучения можно выделить следующие виды учебных планов:
1. Базовый (или первичный) типа А; содержит перечень циклов дисциплин, перечень дисциплин по циклам, общий объем учебной работы (в часах) по дисциплинам, по циклам, по плану в целом; данные должны соответствовать ГОС (при необходимости); содержание такого плана может быть представлено в форме «А»; отклонения объема учебной работы (в %) вычисляются по формулам 2 и 3:
, (2)
,(3)
где — общий объем учебной работы по -му циклу дисциплин;
Еще о педагогике:
Анализ работы воспитателя по развитию детей дошкольного возраста с
использованием дидактических игр
Эксперимент проводился на базе МДОУ–429 г. Челябинска в период с 2000 по 2001 г.г. в II младшей группе. Методика изучения развития детей дошкольного возраста через дидактические игры состояла из нескольких этапов: начального, основного, завершающего. Рассмотрим подробно выделенные этапы. I этап (на ...
Выявление уровня реализации регионального компонента
дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте
на констатирующем этапе
База проведения исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "родничок" п. Чишмы Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан. В данной поисковой работе приняли участие 16 детей Время проведения исследования -1 год. Этапы исслед ...
Сущность методической деятельности педагога
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалаь как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность. Согласно первой точке зрения, методическая деятельность, методическая деятел ...