Модели учебных планов

Страница 1

При формировании рабочих планов могут использоваться различные режимы проектирования: автоматический и автоматизированный (диалоговый). При этом необходимо предварительно построить математическую модель (ММ), которая бы достаточно адекватно описывала процесс формирования рабочего учебного плана.

Поскольку разработка учебного плана является в первую очередь задачей структурного синтеза (формируется структура рабочего учебного плана), то для ее решения можно использовать достаточно простой и хорошо изученный математический аппарат теории графов. В частности, в качестве математической модели объекта проектирования можно использовать определенным образом построенный ориентированный граф, который позволяет достаточно просто описывать (задавать) порядок следования дисциплин в учебном плане и порядок следования разделов внутри отдельной дисциплины.

Например, на рис. 5 показано графическое представление структуры i-ой дисциплины, состоящей из 8 разделов в виде ориентированного графа Gi, в котором вершины моделируют разделы дисциплины, а ориентированные ребра определяют порядок следования разделов в моделируемой дисциплине. Например, если некоторые две вершины в графе связаны ориентированным ребром, то вершина, из которой выходит ориентированное ребро, должна в рабочем учебном плане строго предшествовать вершине, к которой подходит стрелка ребра. Таким образом, между этими вершинами, формируемыми графовой ММ задается отношение строгого порядка или отношение следования, которое обозначается знаком «меньше» (<).

Формально порядок следования между вершинами (i,1) и (i,2) записывается так: (i,1) < (i,2), т. е. раздел (i,1) строго предшествует разделу (i,2) в ММ i-ой дисциплины.

Для удобства и наглядности восприятия предложенной математической модели и необходимости в дальнейшем решать с использованием данной модели различные параметрические задачи, строится ее графическое представление в соответствии со следующими правилами:

вершины ориентированного графа располагаются слева направо в соответствии с заданным порядком следования вершин в графе;

все вершины графа привязываются к этапам учебного процесса (на рисунке 6 они обозначены пунктирными линиями);

в математической модели дисциплины вершины одного вертикального «среза» (находящиеся на одном этапе учебного процесса) не должны соединяться ребрами (рис. 6).

Рис. 5. — Модель структуры дисциплины

Отношение следования обладает свойством транзитивности, т. е. если, например, вершина (i,1) предшествует вершине (i,2), а вершина (i,2) предшествует вершине (i,3), то, следовательно, вершина (i,1) предшествует вершине (i,3) (рисунок 6). Формально это записывается так:

если (i,1) < (i,2) и (i,2) < (i,3) => (i,1) < (i,3).

Рассмотренное выше отношение описывает операцию транзитивного замыкания первого порядка с образованием дополнительного ориентированного ребра между вершинами (i,1) и (i,3).

Если к вершинам ориентированного графа многократно применить операцию транзитивного замыкания и после этого найдутся вершины, между которыми не будет определено отношение следования, то такие вершины индифферентны друг к другу и их необходимо расположить на одной вертикальной прямой. На рисунке 6 такими вершинами являются вершины (i,4) и (i,5). Формально это обозначается так: (i,4) ~ (i,5).

Особенностью формируемой модели дисциплины является наличие в ней висячих вершин, которые ее как бы связывают с ММ других дисциплин. На рисунке 6 такими висячими вершинами являются (j,4) и (k,7), которые связывают ММ i-ой дисциплины с 4 разделом j-ой дисциплины и 7 разделом k-ой дисциплины соответственно.

После формирования ММ для каждой дисциплине строится предварительная ММ рабочего учебного плана, которая включает перечень дисциплин и порядок их следования. Порядок следования дисциплин в учебном плане формируется автоматически на основе анализа взаимосвязей между ММ отдельных дисциплин. На Рис. 5 показан пример графического представления предварительной ММ учебного плана.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Описание используемых методов обработки результатов исследования
В обработке результатов использовались следующие методы: Качественный анализ данных (контент-анализ); Дисперсионный анализ; Факторный анализ; Корреляционный анализ; Класстерный анализ. Качественный анализ — обеспечивает более глубокое понимание и объяснение изучаемых явлений, прежде всего на уровне ...

Применение игровых технологий на уроках английского языка как один из путей формирования познавательного интереса учащихся
Английский язык занимает особое место среди школьных дисциплин. Являясь основным интернациональным языком, показывает гуманистическую сущность знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной ...

Педагогические требования к построению пространства кабинета информатики
Помимо организационных требований кабинет информатики предъявляет и педагогические требования к построению пространства кабинета. Согласно, учебные помещения должны включать: рабочую зону, рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru