Анализ недостатков сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР

Статьи о педагогике » Формирование математических представлений и навыков счета у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Анализ недостатков сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР

Страница 6

Учитель. Запишите ответ.

Для формирования умения решать задачи данного вида на всех последующих уроках предлагаются различные по содержанию задачи. Вместе с решением готовых задач учащиеся упражняются в составлении их по краткой записи, по решению. Включаются задачи со словами дороже, дешевле, старше, моложе, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже. Прежде, чем предложить задачу с новым словом, учитель заранее знакомит детей с его значением. Проводятся упражнения с привлечением наглядного материала. Например, одно из таких упражнений:

Учитель. Сейчас послушайте задачу: «Карандаш стоит 3 копейки, а блокнот на 7 копеек дороже. Сколько стоит блокнот?» Запишем задачу кратко в тетради. Обозначим карандаш и блокнот начальными буквами. Слово «дороже» пишите полностью.

Учащиеся. Записывают задачу кратко.

К. – 3 коп.

Б. – на 7 коп. дороже.

Учитель. Повторите задачу по краткой записи.

Учитель. Что значит на 7 копеек дороже? Объясните.

Учащиеся. За блокнот заплатили на 7 копеек больше, чем за карандаш.

Учитель. Каким действием нужно решать задачу? Покажите одну из двух карточек со знаками плюс и минус.

Учащиеся поднимают карточку со знаком плюс.

Учитель. Объясните, почему нужно выбрать действие сложение.

Учащиеся. За блокнот заплатили столько, сколько и за карандаш, да еще 7 копеек.

Также подробно разбирается с детьми и задача со словом «дешевле». Беседа с учащимися помогает учителю выявить, как понимают они выражения «старше», «моложе». Ставятся конкретные вопросы, например, по картине.

Учитель. Кого вы видите на картине?

Учащиеся. На картине видим девочку и мальчика.

Учитель. Сколько лет мальчику, как вы думаете?

Учащиеся. Мальчику 8 лет, он октябренок.

Учитель. Сколько лет его сестре?

Учащиеся. Сестра маленькая, ей 3 года.

Учитель. Кто из детей старше? Кому больше лет?

Учащиеся. Мальчик старше своей сестры.

Учитель. А что можно сказать о сестре? Она моложе или старше своего брата?

Учащиеся. Сестра моложе своего брата.

Упражнения в оперировании словами «моложе», «старше» предшествуют работе с задачами, включающими эти выражения. К примеру, предлагается задача: «Девочке 8 лет, а ее брат на 2 года моложе. Сколько лет брату?»

Учитель. Запишите задачу кратко.

Учащиеся.

Д. – 8 лет.

Б. – ? на 2 года моложе.

Учитель. Как вы понимаете выражение «на 2 года моложе»?

Учащиеся. Моложе – значит меньше.

Учитель. Каким действием будете решать задачу? И почему?

Учащиеся. Действием вычитания. Брату столько же лет, сколько и сестре, но без 2.

Учитель. Запишите решение и ответ задачи.

Предварительные практические упражнения в измерении длины, ширины, высоты отдельных предметов дают возможность сравнить отдельные параметры, используя слова «длиннее», «короче», «шире», «уже», «выше», «ниже». Сравнивая, учащиеся усваивают связь перечисленных выражений с понятиями «больше» и «меньше», являющуюся опорой при выборе арифметического действия в таких, например, задачах как: «Высота стола 7 дм, а стул на 3 дм ниже. Чему равна высота стула?». Для формирования умения решать задачи большое значение имеет решение всех известных учащимся видов задач – на нахождении суммы, остатка, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в перемежении. Решив пары задач, например, на нахождение суммы и увеличение числа на несколько единиц, учащиеся делают первые шаги в сравнении их в определенной последовательности, отвечая на вопросы учителя.

Например, фрагмент урока, на котором предложена пара задач:

1. На одной полке 5 книг, на другой 3 книги. Сколько книг на двух полках?

2. На одной полке 5 книг, а на другой на 3 книги больше. Сколько книг на второй полке?

Учитель. Чем похожи условия задачи?

Учащиеся. Условия похожи числами.

Учитель. Чем отличаются условия?

Учащиеся. В первой задаче известно число книг на второй полке, во второй задаче сказано, что на другой полке на 3 книги больше, чем на первой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще о педагогике:

Компьютер и его состав
Компьютер - это аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации работы с информацией. Слова «аппаратно-программный комплекс» означают, что компьютер состоит из аппаратного и программного обеспечения. В состав аппаратного обеспечения входят технические устройства компьютера, а в со ...

Понятие школьной дезадаптации
Проблемы превенции и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся общеобразовательной школы являются очень актуальными в современных условиях. Согласно данным выборочных исследований, уже в начальн ...

Методика исследования словообразования глаголов
Методика исследования направлена на исследование словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи в импрессивной и экспрессивной речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. Методика исследования составлялась с учетом особенностей словообразования глаголов, и направлен ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru