Анализ недостатков сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР

Статьи о педагогике » Формирование математических представлений и навыков счета у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Анализ недостатков сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР

Страница 1

В ходе исследования были достигнуты следующие результаты:

1 ребенок с высоким уровнем сформированности математических представлений и навыков счета;

4 ребенка со средним уровнем сформированности;

5 детей с низким уровнем сформированности математических представлений и навыков счета.

Отобразим данные результаты (в процентах) графически на рисунке 1.

Рис. 1. – Результаты диагностики на констатирующем этапе

В результате мы отметили низкие результаты сформированности математических представлений и навыков счета.

Причинами невысоких результатов являются:

1. Не все учащиеся владеют знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения простых задач. А именно:

а) умение выделить элементы задачи (условие, вопрос);

б) умение моделировать текст задачи с помощью отрезков (построение схемы);

в) умение обосновывать выбор арифметического действия;

г) знание табличных случаев сложения в пределах 10;

д) умение сравнивать числа в пределах 10.

По результатам диагностики был сделан вывод о необходимости и значимости формирования у младших школьников математических представлений и навыков счета, направленных на развитие их умственной деятельности и повышения качества общей математической подготовки за курс начальной школы.

Разработанный и предложенный нами комплекс уроков по обучению математическим представлениям и навыкам счета учащихся с ФФНР состоит из двух этапов, включающих свои подэтапы:

I этап – задания на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Данный этап подразумевает:

1 – проведение подготовительной работы;

2 – этап ознакомления с заданием;

3 – этап формирования умения решать задания данного вида.

II этап – задания на разностное сравнение. Данный этап подразумевает те же подэтапы, что и I:

1 – проведение подготовительной работы;

2 – этап ознакомления с заданием;

3 – этап формирования умения решать задания данного вида.

Комплекс занятий по формированию математических представлений и навыков счета был разработан нами с учетом индивидуального подхода к ученикам с разными уровнями умения решать математические задания: высоким, средним и низким.

Разработанный нами комплекс занятий состоит из 12 занятий, каждое из которых укладывается во временной отрезок одного урока математики. Таким образом, нами было проведено во 2 «Б» классе 12 уроков математики.

Мы не согласны с мнением отдельных учителей о том, что учащиеся с низким уровнем успеваемости должны решать только простые задачи, объясняя это тем, что обычные способы решения затормаживают мышление, следовательно, тормозят развитие. Поэтому все три группы наряду с простыми задачами должны решать сложные. Учащиеся всех трех групп могут решать одну и ту же сложную задачу, но мера помощи учителя каждой из групп будет разной. Эта мера определяется спецификой каждого из пяти этапов решения задач:

подготовки к решению;

поиска плана решения;

составления плана решения;

осуществления решения;

обсуждения найденного решения.

Учащимся группы с высоким уровнем успеваемости оказывается помощь лишь на втором и пятом этапах. Для учащихся со средним уровнем может быть организована помощь на первом, втором и пятом этапах. Учащиеся низкого уровня успеваемости нуждаются в помощи на всех этапах решения задачи, лишь постепенно помощь и контроль учителя ослабляются последовательно на четвертом, затем на третьем этапе решения.

На некоторых этапах учитель организует помощь учащимся разных групп, например, на первом этапе – учащимся с низким и средним уровнями. С учащимися с низким уровнем рекомендуется вспомнить необходимый теоретический материал, порешать подзадачи, к которым сводится исходная задача (часть из них может быть решена устно), решить аналогичную, более простую задачу с целью выявления метода решения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Особенности деятельности социального педагога
Смысл деятельности социального педагога в самом общем виде состоит в создании условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса. Это если говорить по-научному. А на практике это изматывающая силы и нервы, тяжелейшая ра ...

Сценарии физкультурно-оздоровительных мероприятий
Спортивный праздник «День игры» Цель: продолжать развивать любовь к спорту и физическим упражнениям; оптимизировать двигательную активность воспитанников. Задачи: развивать волевые качества, учить трудолюбию, взаимовыручке; активизировать мыслительную деятельность, фантазию, воображение. Предварите ...

Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе
Опросник для учителя 1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе. 2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы). 3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недел ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru