Ежедневное систематическое включение практических упражнений позволяет значительно повысить скорость оперирования с предметами, улучшить ориентировку ученика на рабочем месте (в наборном полотне).
Итак, если каждый ученик умеет практически выполнять упражнения, обосновывать свои действия – значит, он подготовлен к восприятию текстовых задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (в случае двух множеств).
Ознакомление с решением задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в случае двух множеств начинается с выполнения практических упражнений, аналогичных тем, которые предлагались на подготовительном этапе.
Фрагмент урока:
Учитель. Положите в первый ряд 7 желудей, а во второй на 2 желудя больше. Объясните, что значит на 2 больше.
Учащиеся. Больше на 2 – это столько же, да еще 2.
Учитель. Положите 9 кружков, а квадратов на 3 меньше. Что значит на 3 меньше?
Учащиеся. Столько же, сколько и кружков, но без трех.
Учитель. Сегодня вы познакомитесь с задачами на увеличение и, уменьшение числа на несколько единиц. Послушайте задачу: «Мама принесла детям яблоки и груши, яблок 4, а груш на 3 больше, чем яблок. Сколько груш принесла мама?
Учитель. Что вы видите на своих наборных полотнах?
Учащиеся. В первом ряду яблоко и карточка с цифрой 4.
Учитель. Что означает число 4?
Учащиеся. Мама принесла 4 яблока.
Учитель. Что видите во втором ряду?
Учащиеся. Во втором ряду груша, карточки с вопросительным знаком, словом «на», цифрой 3, словом «больше».
Учитель. Что означает число 3 в задаче?
Учащиеся. Груш на 3 больше, чем яблок,
Учитель. Что означает карточка с вопросительным знаком, стоящим рядом с грушей?
Учащиеся. Это вопрос задачи. Сколько груш принесла мама?
Для того, чтобы помочь учащимся выбрать арифметическое действие, учитель предлагает выполнить практические действия с трафаретами изображений.
Учитель. Положите на парту столько яблок, сколько их принесла мама, а груш на 3 больше.
Учитель. Как вы понимаете выражение: на 3 больше? Сколько сначала положим груш?
Учащиеся. Груш положим столько, сколько яблок, то есть 4, и еще 3 груши.
Учитель. Положите столько груш, сколько яблок. (Учащиеся выкладывают 4 груши).
Учитель. Что еще нужно сделать?
Учащиеся. Нужно еще добавить 3 груши. (Ставят).
Учитель. Кто знает, каким действием надо узнать, сколько груш принесла мама?
Учащиеся. Надо к 4 прибавить 3.
Учитель. Почему сложением?
Учащиеся. Потому что мы добавили 3 груши. В задаче говорится, что груш на 3 больше.
Учитель. Запишите решение задачи.
Учащиеся. 4+3=7
Учитель. Скажите полный ответ задачи.
Учащиеся. Maмa принесла детям 7 груш.
Учитель. Запишите ответ.
Учащиеся. 7 груш.
Для ознакомления с решением задачи на уменьшение числа на несколько единиц может быть предложена задача: «Мальчик сорвал на грядке 5 огурцов, а помидоров на 3 меньше. Сколько помидоров принес мальчик?»
Учитель читает задачу, иллюстрирует ее аналогично первой. Учащиеся повторяют содержание задачи, пользуясь краткой записью. При выполнении практических действий обращается внимание на их точность. К примеру, фрагмент урока:
Учитель. Положите в первый ряд столько огурцов, сколько сорвал мальчик.
Учащиеся выставили на своих наборных полотнах 5 огурцов.
Учитель. Что говорится о помидорах?
Учащиеся. Помидоров на 3 меньше, чем огурцов.
Учитель. Что значит «их меньше на 3»?
Учащиеся. Столько же, сколько огурцов, но без 3.
Учитель. Сколько сначала положим помидоров?
Учащиеся. Сначала положим 5 помидоров, потом уберем 3 помидора.
Учитель. Каким действием узнаем, сколько помидоров сорвал мальчик?
Учащиеся. Вычитанием, мы убрали 3 помидора.
Учитель. Как записать решение задачи?
Учащиеся. 5–3=2.
Учитель. Сформулируйте полный ответ задачи.
Учащиеся. Мальчик принес 2 помидора.
Еще о педагогике:
Формы организации уроков трудового обучения посредством техники оригами
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность? В современной дидактике сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.) ...
Анализ отношения учеников к учителю в зависимости от степени принятия
педагогом личности ученика
В результате обработки проективной методики “Школа зверей” были выявлены особенности эмоционального отношения младших школьников к учителю. Дети на основании результатов ЦТО (отношение учителя к ребенку) были разделены на группы принимаемые, частично принимаемые и непринимаемые. При первоначальной ...
Анализ проведенной работы по развитию младших школьников с нарушениями
слуха
Экспериментальная работа проходила в 1"А" классе школы-интернат №22 II вида. В работе принимали все учащиеся класса (пять человек). У четырех детей наблюдались значительные проблемы в развитии речи и словесно-логического мышления. В группе не было воспитателя, поэтому воспитание во внеуро ...