Учащиеся. Столько же, сколько васильков.
Учитель. Сколько было васильков?
Учащиеся. 9 васильков.
Учитель. Сколько сняли васильков?
Учащиеся. Сняли 7 васильков.
Учитель. Сколько их осталось?
Учащиеся. Осталось 2 василька.
Учитель. Что показывает число 2?
Учащиеся. Васильков было на 2 больше.
Учитель. Что можно сказать о числе ромашек?'
Учащиеся. Их на 2 меньше, чем васильков.
3. Упражнения в отыскании из двух чисел большего и меньшего. Даются пары чисел: 5 и 3, 4 и 6, 10 и 2, 3 и 9. Показать и назвать большее и меньшее число. Учащиеся умеют сравнивать числа, не испытывают затруднений в расстановке соответствующих знаков между числами. Данное же упражнение имеет целью ввести в активный словарь такие сочетания, как «большее число», «меньшее число». После такого рода подготовительных упражнений, которые сами по себе идут легко, учащиеся гораздо свободнее формулируют правило на уроках ознакомления.
4. Упражнение с целью научить из большего числа вычитать меньшее. Даны пары чисел, где числа большие не всегда стоят первыми: 9 и 5, 2 и 6, 8 и 4, 3 и 7.
Дается задание из большего числа вычесть меньшее. Можно такое задание предложить и в виде математического диктанта. Учитель называет пару чисел, ученик из большего вычитает меньшее.
5. В качестве подготовительных М.А. Бантовой предлагаются задачи-вопросы, которые также могут быть использованы в школах детей с нарушениями речи, например: «Если в букете тюльпанов желтых больше, чем красных, на 2, то, что можно сказать о числе красных? Преобразование задач с выражением «на столько-то больше» в задачи с выражением «на столько-то меньше».
Ознакомление с решением задач на разностное сравнение проходит при широкой опоре на наглядные средства, которые заранее подбираются.
Целью урока, фрагмент которого приводится, является знакомство с правилом разностного сравнения чисел. Один из видов оборудования на уроке – кружки и треугольники. На наборных полотнах 6 кружков и 9 треугольников. В классе геометрические фигуры могут быть расположены и на доске, в один ряд: слева – кружки, справа – треугольники. Расположение же кружков и треугольников по-другому, один под другим, дает возможность сразу дать ответ, на сколько треугольников больше, чем кружков, и тем самым снять проблему.
Учитель. Вы научились сравнивать числа, находить большее и меньшее из них. Сейчас познакомитесь с тем, как узнать, на сколько одно число больше, чем другое. Перед вами два числа, сравните их.
Учащиеся. 9 больше, чем 6.
Учитель. Как определить, на сколько 9 больше, чем 6? На сколько треугольников больше, чем кружков?
Учащиеся. Будем убирать фигуры парами (кружок и треугольник) и откладывать, пока не останутся какие-то из них. (Убирают).
Учитель. Если остались треугольники, то, что это значит?
Учащиеся. Это значит, что треугольников больше.
Учитель. На сколько треугольников больше, чем кружков?
Учащиеся. На 3 треугольника.
Следующими вопросами учитель дает возможность учащимся самим обосновать выбор арифметического действия.
Учитель. Сколько было треугольников?
Учащиеся. 9 треугольников.
Учитель. Сколько сняли треугольников?
Учащиеся. Сняли 6 треугольников, столько, сколько было кружков.
Учитель. Было 9 треугольников, убрали 6. Каким же действием узнаем, на сколько 9 больше, чем 6?
Учащиеся. Из 9 вычесть 6.
Учитель. Перед вами плакаты со словами «больше», «меньше». Положим эти плакаты над числами 9 и 6. Какое из этих двух чисел большее, а какое меньшее?
Учащиеся. 9 большее, число 6 – меньшее.
Учитель. Что мы сделали, чтобы узнать, на сколько одно число больше чем другое?
Учащиеся. Мы из большего числа вычли меньшее.
Выполняется аналогичное задание с привлечением других предметов. Например, в индивидуальные наборные полотна ставят трафареты яблок и слив. Дается задание пересчитать их, сравнить числа, затем узнать, на сколько яблок (их 8) больше, чем слив (6). С этой целью учащиеся убирают предметы парами, пока не снимут все сливы, отвечают на вопросы учителя, поставленные в следующей последовательности. Сколько яблок на наборном полотне осталось? Сколько яблок было? Сколько яблок сняли? Каким действием узнали, на сколько яблок больше, чем слив? Что означает число 2?
Еще о педагогике:
Виды школьной дезадаптации
По мнению отечественных психологов, дезадаптация – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс дезадаптации, тем меньше уровень реальной адаптации. Процесс взаимодействия индивида и социума — это, прежде ...
Структура
и типы проблемных ситуаций, способы их создания
1.Рассмотрим различные классификации типов проблемных ситуаций: Ориентируясь на характер лежащего в основе проблемной ситуации противоречия между знанием и незнанием Т.В. Кудрявцев выделяет следующие типы проблемных ситуаций в обучении учащихся средних общеобразовательных учреждений: 1) проблемные ...
Методы и формы организации контроля на уроках русского языка
Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса. В практике работы школы при ...