Учащиеся со средним уровнем решают предварительно ключевую подзадачу в процессе подготовки к решению основной задачи. Затем учитель помогает им свести исходную задачу к уже решенной продуманной системе вопросов.
Такая система обучения позволяет даже слабому ученику перейти в дальнейшем в группу более высокого уровня, так как школьников учат не просто воспроизводить ход решения задачи, но и вести поиск в разных направлениях.
Организованные нами занятия были построены с учетом различий в уровнях знаний и способностей учащихся. Одной из целей уроков было развитие интереса к математике, которому способствовали необычные формы проведения уроков, личное участие каждого ученика в работе, чувство ответственности, осознание каждым учеником своей возможности чего-то достичь.
Рассмотрим далее содержание нашего комплекса занятий отдельно по каждому этапу.
I этап – задания на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц вводятся при изучении сложения и вычитания в пределах десяти. Учащимися к моменту введения задач должны быть усвоены конкретный смысл действий сложения и вычитания, понятия «больше, меньше, столько же». Поскольку учащиеся с ФФНР испытывают затруднения в оперировании с предметами, особое внимание обращается на групповые и индивидуальные различия в скорости и правильности выполнения упражнений предметно-практическим способом. В связи с отмеченным своеобразием в развитии конкретного мышления школьников с нарушениями речи особенно важной является организация подготовительной работы, позволяющей в самом начале процесса обучения, учитывая указанные трудности, предупредить и корригировать возникновение ошибок.
Подготовительная работа строится в определенной последовательности.
1. Практически на дидактическом материале выполняются упражнения, позволяющие установить, что если к числу прибавить несколько единиц, то это число станет больше на столько же единиц.
Важно, чтобы учащиеся могли сами оперировать предметами на местах, используя для этого самодельные наборные полотна. Во время выполнения упражнений ставятся вопросы, заставляющие учащихся размышлять. Например, на одном из уроков по теме «сложение и вычитание в пределах 10» учитель предлагает следующее практическое задание: «На ветке сидит 6 ласточек (на наборных полотнах трафареты птиц), к ним подлетела еще 1 ласточка. Ласточек стало больше или меньше, чем было? Что должно произойти, чтобы их стало на 1 меньше? Покажите с помощью трафаретов».
2. Упражнения, способствующие введению в речь слов «увеличить и уменьшить». Например, на одном из уроков учитель выкладывает на наборных полотнах 7 кружков, затем на глазах учащихся добавляет (убирает) 2 кружка. Ставится вопрос: «Что мы сделали?» (прибавили два кружка). «А как можно по-другому сказать, используя слово «увеличить» (уменьшить)?» – «Увеличили (уменьшили) 7 на 2».
3. Подготовительные упражнения, выполнение которых продвигает учащихся в овладении понятиями «увеличить и уменьшить». Например, на одном из уроков по теме «сложение и вычитание» учитель предлагает задание: сначала положить 5 треугольников, затем увеличить их число на 2 треугольника. Аналогичное задание на уменьшение числа треугольников на 2. И здесь учителю важно проследить за правильностью выполнения заданий. Учащимся с низким уровнем математических навыков больше времени требуется для выполнения упражнений. В связи с этим на подготовительном этапе необходима целенаправленная работа учителя по обучению учащихся практическим действиям с предметами.
На этапе ознакомления с решением задачи на увеличение числа на несколько единиц (в случае одного множества) учитель предлагает, например, задачу: «Девочка вырезала флажки на елку. Она должна была вырезать 6 флажков, а вырезала на 2 больше. Сколько флажков вырезала девочка?».
Приведем фрагмент урока на тему: «Ознакомление с решением задач на увеличение числа на несколько единиц».
Еще о педагогике:
Результаты экспериментальной проверки модели процесса обучения учащихся V
классов изготовлению изделий на сверлильном станке
Вся экспериментальная работа условно расчленилась на два периода – констатирующий и формирующий эксперименты. Сущность констатирующего эксперимента заключается в выявлении доступности и уровней качества знаний и умений учащихся, связанных с определением нового содержания обучения и форм деятельност ...
Движущие силы и основные закономерности становления личности
Движущими силами становления личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия. Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и вы ...
Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных
методиках обучения
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые преподаватели могли бы достигать высоких и прочных результатов. Современные принципы дидактики обуславливают требования ко ...