Учитель. Сформулируйте правило, как узнать, на сколько одно число больше другого.
Учитель. Возьмите карточку со знаком действия, составьте пример.
Учащиеся составляют пример 5–3.
Также тщательно выполняются остальные задания карточки с вопросом «на сколько больше» и все задания карточки с вопросом «на сколько меньше?».
Карточки с составленными примерами имеют вид:
На сколько больше? |
На сколько меньше? |
5–3 |
7–5 |
8–5 |
6–2 |
9–7 |
8–3 |
Глядя на карточки и сравнивая действия, с помощью которых записаны решения задач слева и справа, учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель. Каким действием мы узнали, на сколько одно число больше другого?
Учащиеся. Действием вычитания.
Учитель. Каким действием мы узнали, на сколько одно число меньше другого? Сравните эти действия, что вы можете о них сказать?
Учащиеся. Действия одинаковые.
Учитель. Так как же узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
Учащиеся. Нужно из большего числа вычесть меньшее.
Учитель. Два правила можно сформулировать как одно, общее: «Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее».
При формировании умения решать задачи рассматриваемого вида включаются и задачи с вопросами: на сколько длиннее, выше, уже, шире, ниже, короче, дороже, дешевле. При этом постоянно обращается внимание учащихся на тот факт, что если численность одного множества больше, на несколько единиц, то численность второго множества меньше на столько же единиц.
Учащиеся с нарушениями речи так же, как и нормально развивающиеся, смешивают задачи I вида (с вопросом «На сколько больше?») с задачами на увеличение числа на несколько единиц. Ориентируясь на слово «больше», часть учащихся вместо вычитания, выбирают сложение.
Для предотвращения подобных ошибок предусматривается решение и сравнение пар задач, аналогичных следующим:
1. У Кости было 7 марок, у Жени на 2 марки больше. Сколько марок было у Жени?
2. У Кости было 7 марок, а у Жени 2. На сколько марок больше у Кости, чем у Жени?
Учащиеся выясняют, что при одинаковых числах, имея в условии слово «больше», задачи решаются разными действиями. Дети обязательно должны обосновать это различие: в первой задаче нужно найти число, которое больше данного на несколько единиц, во второй – узнать, на сколько одно число больше, чем другое.
Сравниваются и другие задачи, с вопросами «На сколько больше?», «На сколько меньше?». Учащиеся должны уметь объяснить, почему обе задачи решаются вычитанием. Сопоставление задач на разностное сравнение обоих видов помогает учащимся более прочно усвоить правило, которым они руководствуются при выборе решения. Для усвоения правила предлагается наряду с текстовыми задачами давать задания с отвлеченными числами в устном счете, например: «На сколько 5 меньше чем 9?».
Умение решать задачи на разностное сравнение значительно облегчает работу над другими видами задач, связанными с понятием разности.
В процессе работы над задачами на разностное сравнение учащиеся должны выбрать из системы имеющихся знаний нужное, воспроизвести правило, выполнить действие, сформулировать ответ.
Упражнения в решении задач способствуют продвижению школьников в развитии математической речи, различных видов памяти, мыслительных операций и логического мышления.
Применяя на уроках индивидуальный подход к учащимся с ФФНР, мы учитывали некоторые условия его осуществления:
1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.
Еще о педагогике:
Выявление нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников и
знаний детьми истории и культуры родного поселка
На констатирующем этапе эксперимента первым нашим шагом было решение первоочередной задачи - изучение нравственных ценностных ориентаций и уровня знания детей истории и культуры родного поселка. Опираясь на исследования Космачевой Н.В. о том, что диагностический материал по выявлению уровня сформир ...
Понятие творчества
Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Главный критерий, отличающий творчество от производства - уникальность его результата, так как в процессе творчества автор определенные аспекты своей личности. ...
Традиционные приемы работы над заголовком текста в
начальной школе
В школьной практике работа над заглавием текста начинается на уроках русского языка и чтения еще в начальной школе. При работе с любым текстом можно выделить три основных этапа: дотекстовый (этап антиципации); текстовый (контроль понятия содержания); послетекстовый (анализ и оценка). Рассмотрим при ...