Анализ недостатков сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР

Статьи о педагогике » Формирование математических представлений и навыков счета у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Анализ недостатков сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР

Страница 4

Предлагаются задания:

1. Выкладывание предметов в определенной последовательности. Если для учащихся массовой школы достаточно посмотреть на доску, где расположены предметы один над другим в ряд, чтобы выполнить то же у себя на партах, то для учащихся с нарушениями речи прежде, чем дать упражнение в выкладывании предметов в определенной последовательности, необходимо каждому в руки дать образец. Учитель раздает, например, индивидуальные наборные полотна, где в первом ряду шесть квадратов, во втором, под квадратами – шесть треугольников. Выясняет с детьми, где расположены квадраты, сколько квадратов в ряду, как расположены треугольники по отношению к квадратам (под каждым квадратом треугольник). После работы с образцом учащиеся под руководством учителя выполняют упражнения в расположении элементов одного множества под элементами другого множества.

Например, фрагмент одного из уроков в классе:

Учитель. Поставьте в первый ряд наборного полотна 6 кружков. Под каждым из кружков положите треугольник. Что можно сказать о числе кружков и треугольников? Сравните их числа.

Учащиеся. Кружков и треугольников поровну, кружков столько же, сколько и треугольников.

Учащиеся, выполняя упражнения с различными предметами, должны понимать, что значит положить, например, столько же морковок, сколько и тарелок, и другие. Значит и для формирования определенного навыка, учащимся предлагаются такие задания: «В первый ряд положили 5 яблок, а во второй столько же груш».

2. Упражнения в преобразовании равночисленных множеств в неравночисленные путем добавления к одному из множеств несколько элементов или удаления их из него.

Например, на одном из уроков предлагаются задания:

Учитель. Поставьте в наборные полотна 4 апельсина (трафареты), во второй ряд столько же слив, да еще 2 сливы. Что можно сказать о числе слив по сравнению с числом апельсинов? Их больше или меньше? На сколько?

Учащиеся. На 2 сливы больше, чем апельсинов.

Учитель. А теперь положите апельсинов 4, слив столько же, но без одной. Что можно сказать о числе слив?

Учащиеся. Слив на 1 меньше, чем апельсинов.

В ходе выполнения подобных упражнений, важно, чтобы учащиеся понимали: если одних предметов столько же, сколько и других, то при добавлении одних становится больше на сколько-то единиц, при удалении – меньше.

3. Упражнения, позволяющие увидеть, насколько учащиеся понимают, что означают выражения «больше на», «меньше на». Задания даются, например, следующие: «Положите квадратов 7, а кружкой на 2 больше (меньше)». Здесь необходимо проследить за тем, как учащиеся оформляют в речи свои действия: «Кружков столько же, сколько и квадратов, значит 7, да еще 3 кружка». «Кружков я положил столько же, сколько и квадратов и убрал 3, так как их меньше на З».

4. Упражнения, вводящие в активный словарь учащихся выражения «больше на», «меньше на». Это упражнения в объяснении учащимися, что значит одних предметов больше на 2 или меньше на 2, чем других и задания на замену выражения «столько же да еще 2» выражением «больше на 2».

Например, фрагмент урока в классе на тему «Сложение и вычитание числа 3».

Учитель. На наборном полотне квадраты и треугольники, 4 квадрата, а треугольников на 2 больше. Объясните, что значит на 3 больше.

Учащиеся. Треугольников столько же, сколько и квадратов да еще 2.

Учитель. Желтых кружков 6, зеленых столько же, сколько желтых, да еще 2. Как можно по-другому сказать о зеленых кружках?

Учащиеся. Зеленых кружков на 2 больше, чем желтых.

Учитель. Желтых кружков поставьте 7, а зеленых столько же, сколько желтых, но без 2. Как можно по-другому сказать о зеленых кружках?

Учащиеся. Зеленых кружков на 2 меньше, чем желтых.

Во время подготовительной работы необходимо учитывать групповые и индивидуальные различия в скорости и точности выполнения практических упражнений. Одни учащиеся быстро справляются с заданием и готовы отвечать на вопросы (высокий уровень). Другие понимают задание, но гораздо медленнее укладывают предметы в наборное полотно (средний уровень). Третьей группе ребят необходима помощь учителя, которая заключается или в предъявлении им образца или в подсказке – выяснении, что значит, например, положить под каждым кружком один треугольник (низкий уровень развития математических навыков).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще о педагогике:

Особенности декоративной композиции
Декоративные элементы для орнамента чаще всего находят в природе в виде листьев, цветов, плодов, животных, а также среди предметов и форм, созданных руками человека, его творческим воображением, фантазией. Выбранная для орнамента форма проходит сложный процесс преобразования, в результате чего она ...

Сущность понятия мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности у младших школьников
Для раскрытия сущности понятия «мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности» необходимо обратиться к определению таких категорий как «мотив», «ценностные ориентации». В психологической литературе понятие «мотив» трактуется по-разному. Радугин А.А. считает, что мотив – это побуждение к ...

Приложения интеграла в физике
Рассмотрим несколько нетривиальных примеров применения интеграла в физике. Нахождение силы. №1. На прямой расположены материальная точка массы m и однородный стержень массы M и длины l. Точка удалена от концов стержня на расстояния c и c+l. Определить силу гравитационного притяжения между стержнем ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru