Классические идеи В.А. Сухомлинского о воспитании совести

Статьи о педагогике » Классические идеи В.А. Сухомлинского о воспитании совести

Страница 1

Понятие «совесть» в контексте духовно-нравственного формирования личности принадлежит к разряду наиважнейших в истории любой культуры. Его статус настолько велик, что оно, по сути, выступает в роли своеобразного золотого ключа в сфере духовности и нравственности, связанной с чувством, сознанием и поведением личности. Однако, когда мы говорим о такой сложной категории этики, как совесть, прежде всего, имеем в виду качество воспитания, которое является важнейшей движущей силой в человеческом обществе.

Как известно, духовно-нравственное состояние человеческого общества в целом всегда представляло собой не только принципиально важную, но и уязвимую составляющую на любом этапе его исторического развития. В целом сегодня вопросы о совести и процессе воспитания совести вновь приобретают чрезвычайную актуальность в связи со сложностью и нынешней ситуации, заключающейся в необходимости разрешения духовно-нравственного кризиса.

По нашему мнению, одной из причин затухания духовного и нравственного составляющего личности является забвение многих прогрессивных педагогических идей и опыта, имеющих концептуальное значение. Речь идет, в частности, о классических идеях о воспитании совести выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского, изложенных в книге «Как воспитать настоящего человека» (1990). Она состоит из 59 наставлений, органически связанных между собой по смысловому содержанию и манере изложения. Василий Александрович в своей книге вносит свою лепту в понимание совести, посвящая ей целых три параграфа: «Совесть — чуткий страж поступков», «Что нужно делать, чтобы совесть стала чутким стражем поступков», «Как формировать чувство совести; как добиваться, чтобы самым сильным повелителем поступков стала совесть».

В.А.Сухомлинский предстает перед учителями нового поколения как незаурядный педагог, сумевший вывести важность воспитания совести на основе многолетних включенных наблюдений и их анализа, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Прежде всего, весьма заметен вклад Василия Александровича в этическую науку. Он дает своё определение понятия совести, разъясняет сущность ее компонентов, в большей мере дополняющее весьма содержательные, в то же время противоречивые представления, которые существовали в разных областях знания: философии, социологии и психологии.

Совесть в данной работе предстаёт перед читателями как наиболее актуальная проблема, решающая концептуальные задачи нравственного воспитания. Автор считает, что от искусства и мастерства воспитания совести зависит добросовестное отношение детей и молодёжи к самому себе, другим и обществу, в котором они проживают.

Воспитание совести, — писал он, — одна из тончайших сфер процесса формирования духовного мира человека, ибо мы здесь имеем дело с внутренним миром личности, с чувствами, мотивами поведения. Опираясь на это положение, Василий Александрович создал систему дидактических правил, где содержатся много важных для педагога и школьника поучений и наставлений, сопровождаемых главным постулатом: «Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в твоей душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг».

Отличительная черта характеристики совести в книге «Как воспитать настоящего человека» — подача материала в эмоционально-насыщенной разговорной форме. В нём отражается искренняя любовь Василия Александровича к детям, стремление проникнуть в их внутренний мир в целях уловить тончайшие особенности душевной жизни. Профессиональная заслуга В.А. Сухомлинского заключается в том, что он сумел создать гуманистическую направленность своей педагогической деятельности, помогающей ребенку открыть самого себя.

В первую очередь, следует принять во внимание то, что В.А. Сухомлинский определяет совесть как знание. Он поясняет свою точку зрения тем, что совесть лишь тогда станет стражем поведения, когда человек постоянно упражняется в умножении знания на переживание, чувствование. Важная исходная установка знаниевого подхода автора к совести заключается в том, что он в своей педагогической деятельности к знанию придавал культовое значение, относил его к ни с чем не сравнимому духовному богатству, которое приобретается, в большей степени, именно в годы детства, отрочества, ранней юности. В.А. Сухомлинский твердо считал, что культ знаний, озаряя своим светом мир вещей, убеждает человека в том, что есть ценности, в которых выражается самая сущность человека.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Понятие портфолио в образовании
Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия « министерский портфель», « портфель инвестиций». Существует огромное разнообразие определений портфолио. «Портфолио – это коллекция определённой области» [3,68]. Некоторые исследователи рассматривают портфолио ка ...

Условия для формирования правильной осанки в ДОУ
Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое не является необратимым процессом, а подлежит исправлению. Исправление осанки – кропотливая комплексная работа, которая включает в себя целый комплекс мероприятий. Огромное значение имеет профилактика нарушений осанки, особенно в детском ...

Сущность понятия мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности у младших школьников
Для раскрытия сущности понятия «мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности» необходимо обратиться к определению таких категорий как «мотив», «ценностные ориентации». В психологической литературе понятие «мотив» трактуется по-разному. Радугин А.А. считает, что мотив – это побуждение к ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru