Анализ недостатков сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР

Статьи о педагогике » Формирование математических представлений и навыков счета у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Анализ недостатков сформированности математических представлений и навыков счета у младших школьников с ФФНР

Страница 7

Учитель. Чем похожи решения задач?

Учащиеся. Решения одинаковые.

Учащиеся должны видеть, что в первой задаче нужно найти сумму, во второй – число, которое больше данного на несколько единиц.

Аналогично предлагаются для сравнения пары задач на нахождение остатка и уменьшение числа на несколько единиц.

Работа над данными задачами имеет значение не только для полноты формируемых знаний, но и для развития познавательных процессов, свойств личности. Усвоение условия задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц требует определенного уровня развития восприятия, представления о предметах и о ситуации задачи, запоминания и восприятия.

В процессе выбора арифметического действия ученик приобретает опыт в установлении связи между величинами, в умении рассуждать, привлечь необходимые знания.

Но мере продвижения учащегося в овладении навыком решения задач увеличивается доля самостоятельности в выборе арифметического действия, что оказывает положительное влияние на процесс становления самостоятельности как свойства личности.

II этап – задания на разностное сравнение.

В методике различают два вида задач на разностное сравнение: с вопросом «На сколько больше?» (I вид) и с вопросом «На сколько меньше?» (II вид).

По данным М.А. Бантовой, учащиеся массовой школы чаще ошибаются при решении задач на разностное сравнение I вида. Как подтвердили результаты нашего исследования, эти трудности испытывают и учащиеся с нарушениями речи. Практика обучения показывает, что даже наиболее подготовленные учащиеся с большим трудом овладевают приемом разностного сравнения. При ознакомлении с ним детям не совсем ясно, почему учитель снимает предметы парами, как это связано с действием вычитания, затрудняются в обобщении, которое объединяет в себе два правила.

Во время подготовительной работы к введению данных задач решаются простые задачи на увеличение, числа на несколько единиц, уменьшение числа на несколько единиц. Широко используется решение пар задач, выясняется, почему задачи при общих данных имеют разные решения. Очень полезны в качестве подготовки после решения задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц ответы учащихся на вопросы учителя. «В какой корзине больше яблок? На сколько? А что можно сказать о числе яблок первой корзины? (Меньше). На сколько меньше?» Во время подготовительной работы наряду с упражнениями, предложенными в методической литературе для массовых школ, учитывая особенности контингента учащихся специальной коррекционной школы, необходимо обучение в определенной последовательности самостоятельному оперированию с предметами.

1. Упражнения, цель которых – помочь увидеть в одной из двух совокупностей столько предметов, сколько их во второй. Например:

а) на индивидуальных наборных полотнах треугольники (8) и 5 квадратов под ними, показать столько треугольников (закрыв их полоской), сколько квадратов;

б) на наборном полотне те же треугольники, а вместо квадратов – кружки (4). Задание: убрать столько треугольников, сколько кружков.

2. Упражнения в снятии предметов парами:

а) на наборном полотне белые и зеленые кружки (9 и 8). Задание: снимать предметы парами, откладывать их на стол. Какой кружок остался на наборном полотне?

Сравнить число снятых белых и зеленых кружков. Сколько сняли белых? Нужно подвести к тому, чтобы учащиеся ответили: «Белых кружков столько же, сколько и зеленых». Остался 1 белый кружок. Значит, белых было на 1 больше, чем зеленых;

б) упражнение в снятии парами различных предметов, не расположенных один под другим.

Например, на доске в классе расположены трафареты цветов (фигуры васильков и ромашек) в беспорядке. На местах у школьников индивидуальные наборные полотна, к которым прикреплены трафареты цветов, геометрических фигур или других предметов.

Учитель. Снимайте цветы парами. Сколько убрали ромашек?

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Еще о педагогике:

Сущность и компоненты сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей
Развитие человека, как процесс, детерминировано внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида; социальными ситуациями, представляющими собой "Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий" (Божович Л.И.); мерой его собственной активности, направлен ...

Логопедическое обследование
Прежде чем начать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо провести обследование. При обследовании детей с нарушениями звукопроизношения нужно решить целый ряд задач. Основные из них следующие: Отграничение истинных нарушений звукопроизношения, требующих специальной логопе ...

Приемы работы с клавиатурой
Десятипальцевый метод печати появился в прошлом столетии для пишущих машинок и широко используется сейчас при работе за компьютером. Этот метод позволяет научиться печатать быстро и без ошибок. Десятипальцевым этот метод называется потому, что предполагает строгое распределение клавиш клавиатуры ме ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru