Главное в учебной деятельности то, чтобы наряду с усвоением знаний развивались личное отношение ученика к ним, формирование способности и потребности использовать, аргументировать и отстаивать собственные взгляды. Это требует глубокого проникновения в структуру содержания обучения, поскольку его основное назначение — развитие всей личности в целом. И. Ф. Харламов в этой связи указывает на три взаимосвязанные стороны знаний: фактическую, практическую и мировоззренческую. Важнейшей причиной снижения воспитательной эффективности обучения он считает тот факт, что «в учебном процессе внимание чаще всего обращается на фактическую и практическую сторону знаний и далеко не всегда — на мировоззренческую». Учет этих трех сторон знаний предполагает комплексный подход к учебному материалу.
Структуре содержания знаний должна соответствовать система применяемых методов и средств самостоятельной творческой и практической деятельности учащихся. Это связано с тем, что эффективность формирования мировоззрения в учебном процессе обусловлена умением применять полученные знания и усвоенные мировоззренческие идеи. Эти методы (способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения) и приемы обучения должны стимулировать личностное отношение учащихся к изучаемому материалу, способствовать самостоятельной оценке изучаемых явлений, обоснованию своих знаний и оценок. Вместе с тем неадекватно выбранные методы обучения могут нарушить, исказить объективную картину мира и его познание.
Если во времена Советского Союза научно-исследовательским институтом педагогики (Братислава) определялись следующие наиболее эффективные и оправдавшие себя методы, используемые учителями школ при формировании марксистско-ленинского мировоззрения в процессе обучения. Для большей наглядности эти методы были классифицированы по типу используемых средств и разделены на словесные, логические, наглядные и практические:
Словесные методы: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, объяснение, изложение, эвристическая беседа, беседа с родителями и т. д.
Логические методы: сравнение, аргументация, синтез, дедукция, индукция, обобщение, анализ.
Наглядные методы: личный пример учителя, примеры из жизни литературных героев, писателей и т. п., примеры из истории, фильмы и диафильмы, радио, печать, телевидение, опыты, иллюстрации, работа с наглядным материалом, наблюдение.
Практические методы: работа с научными и художественными текстами, доклады учащихся, лабораторные и самостоятельные работы, общественно полезный труд.
То в современной школе, используя ту же классификацию, можно назвать:
Словесные методы: эвристическая беседа, беседа-рассказ, дискуссия, проблемное изложение, исследовательский метод (при котором учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого методы) и т. д.
Логические методы: сравнение, аргументация, синтез, индукция, дедукция, обобщение, анализ.
Наглядные методы: личный пример учителя, работа с наглядным материалом, опыты, иллюстрации, интернет-методы, фильмы, примеры из жизни литературных героев, писателей и т. п., примеры из истории, телевидение, радио, печать, диафильмы, наблюдение.
Еще о педагогике:
Особенности декоративной композиции
Декоративные элементы для орнамента чаще всего находят в природе в виде листьев, цветов, плодов, животных, а также среди предметов и форм, созданных руками человека, его творческим воображением, фантазией. Выбранная для орнамента форма проходит сложный процесс преобразования, в результате чего она ...
Анализ опыта учителей начальных классов по формированию
мотивационно-ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности
В этой главе мы приведем анализ деятельности учителей начальных классов, которые активно работают над повышением уровня мотивации к учебной деятельности своих учеников. Е.В. Задунова, учитель начальных классов гимназии № 9 г. Красноярска считает, что одним из показателей развития личности ученика я ...
Методы изучения личности ребенка в педагогическом процессе
Педагог обращает внимание на интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого педагог может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности ребенка. Такие методы гармони ...