Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников

Страница 4

Главное в учебной деятельности то, чтобы наряду с усвоением знаний развивались личное отношение ученика к ним, формирование способности и потребности использовать, аргументировать и отстаивать собственные взгляды. Это требует глубокого проникновения в структуру содержания обучения, поскольку его основное назначение — развитие всей личности в целом. И. Ф. Харламов в этой связи указывает на три взаимосвязанные стороны знаний: фактическую, практическую и мировоззренческую. Важнейшей причиной снижения воспитательной эффективности обучения он считает тот факт, что «в учебном процессе внимание чаще всего обращается на фактическую и практическую сторону знаний и далеко не всегда — на мировоззренческую». Учет этих трех сторон знаний предполагает комплексный подход к учебному материалу.

Структуре содержания знаний должна соответствовать система применяемых методов и средств самостоятельной творческой и практической деятельности учащихся. Это связано с тем, что эффективность формирования мировоззрения в учебном процессе обусловлена умением применять полученные знания и усвоенные мировоззренческие идеи. Эти методы (способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения) и приемы обучения должны стимулировать личностное отношение учащихся к изучаемому материалу, способствовать самостоятельной оценке изучаемых явлений, обоснованию своих знаний и оценок. Вместе с тем неадекватно выбранные методы обучения могут нарушить, исказить объективную картину мира и его познание.

Если во времена Советского Союза научно-исследовательским институтом педагогики (Братислава) определялись следующие наиболее эффективные и оправдавшие себя методы, используемые учителями школ при формировании марксистско-ленинского мировоззрения в процессе обучения. Для большей наглядности эти методы были классифицированы по типу используемых средств и разделены на словесные, логические, наглядные и практические:

Словесные методы: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, объяснение, изложение, эвристическая беседа, беседа с родителями и т. д.

Логические методы: сравнение, аргументация, синтез, дедукция, индукция, обобщение, анализ.

Наглядные методы: личный пример учителя, примеры из жизни литературных героев, писателей и т. п., примеры из истории, фильмы и диафильмы, радио, печать, телевидение, опыты, иллюстрации, работа с наглядным материалом, наблюдение.

Практические методы: работа с научными и художественными текстами, доклады учащихся, лабораторные и самостоятельные работы, общественно полезный труд.

То в современной школе, используя ту же классификацию, можно назвать:

Словесные методы: эвристическая беседа, беседа-рассказ, дискуссия, проблемное изложение, исследовательский метод (при котором учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого методы) и т. д.

Логические методы: сравнение, аргументация, синтез, индукция, дедукция, обобщение, анализ.

Наглядные методы: личный пример учителя, работа с наглядным материалом, опыты, иллюстрации, интернет-методы, фильмы, примеры из жизни литературных героев, писателей и т. п., примеры из истории, телевидение, радио, печать, диафильмы, наблюдение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Нравственное воспитание
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согла ...

Применение игровых технологий на уроках английского языка как один из путей формирования познавательного интереса учащихся
Английский язык занимает особое место среди школьных дисциплин. Являясь основным интернациональным языком, показывает гуманистическую сущность знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной ...

Понятие о дисграфии. Дифференциация понятий «дисграфия» и «дизорфография»
В отечественной логопедической литературе исследователи определяют дисграфию и дизорфографию, связывают их с трудностями реализации трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфологического и традиционного (исторического). Фонетический принцип русского языка: слова пишутся так же, ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru