Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников

Страница 2

Основные компоненты мировоззрения личности всегда оказывают существенное влияние на их носителя, регулируют его общественную деятельность, мышление, чувства, качество и направленность практической преобразующей деятельности. Формирование взглядов, убеждений, идеалов личности обусловлено главным образом ее активной познавательной и практической деятельностью. Мировоззрение и его формирование у учащихся определяет само содержание учебных предметов — естественнонаучных и гуманитарных, трудового обучения и профориентации. В них заключены научно и педагогически обоснованные, систематически изложенные знания о природе, обществе и человеке, знания политике, морали и культуре, определяется система практических навыков и умений, необходимых для оптимального включения воспитуемого в общественную практику и жизнь.

Отбор и определение содержания учебных предметов в школе осуществляется на основе государственного образовательного стандарта и инновационные программ. В содержании учебных предметов должны быть представлены знания о мире, соответствующие современному уровню научного познания. Считаем нужным отметить, что в подготовке Человека XXI века особую роль играет концепция глобального образования, центральной задачей которой является формирование в сознании людей целостной (холистской) картины мира. Директор Европейского центра образования ЮНЕСКО И. Савицкий, говоря в переориентации в современном образовании, отметил, что «есть смысл современную картину мира заменить» на холистско-эмерджентнцю или синергетически-эволюционную. При этом происходит замена ключей: парадигмой становится «биосфера Земли как единое целое, которое стремится к ноосфере или гибнет». Учёные, занимающиеся концепцией глобального образования (А.П. Лиферов, Я.М. Колкер, И.Ю. Алексашина и др.) подчёркивают, что формирование нового типа мышления, связанного с осознанием глобальных проблем современности (духовный вакуум, экологический кризис и др.), с пониманием своего места и роли жизни на планете, связывается с новыми подходами к образовательной деятельности, с изменением содержания и методов обучения. «Холистская картина мира может отразить действительность во всей её сложности, раскрыть взаимозависимость природных, социальных… систем. Иными словами, целостная картина мира в наибольшей степени соответствует нынешнему состоянию мировой культуры и готовит индивида к взаимодействию с информационным космосом» (А.П. Лиферов). Сложность содержания учебных предметов определяется в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Выдерживается принцип «от простого к сложному». В связи с этим содержание предметов располагает огромным потенциалом для формирования мировоззрения, представлений и взглядов воспитуемых на природную и социальную среду.

В процессе изучения основ наук о природе, обществе и познании в свете задачи глобального образования – формирования целостного мировосприятия – важнее сделать акцент именно на ценностно-смысловых ориентирах. Существенной представляется задача развития ценностного отношения учащихся ко всему живому на основе познания уникальности каждого живого организма, развития представления о единстве мира и его многообразных формах существования.

Действительно целостное, действенное мировоззрение предполагает гармоничное сочетание знаний, отношений и действий. Обратив их в вершины классического треугольника (рис. 1), заметим, что если одна из вершин будет увеличиваться по отношению к другим, то это приведёт к деформации не только геометрической фигуры, но и личности, заключающей в себе целостность знаний-отношений-действий. Поступок только тогда будет грамотным, когда он подкреплён системой знаний об окружающем и пронизан ценностными смыслами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще о педагогике:

Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи
Речевое воздействие (РВ) - воздействие субъекта на реципиента в процессе речевого общения в устной и письменной формах, которое осуществляется с помощью лингвистических, паралингвистических и символических средств и отличается особыми предметными целями говорящего, предполагающими изменение отношен ...

Виды заголовков
В связи с разнообразием заголовков их можно группировать, выделяя виды, образующие устойчивую традицию в истории литературы. В основу классификации А.В. Ламзиной положено соотношение заглавия с традиционно вычленяемыми компонентами произведения: тематическим составом и проблематикой, сюжетом, систе ...

Опытно-экспериментальная проверка использования пространства кабинета информатики в условиях реализации различных форм обучения информатике
В данной главе мы проведем экспериментальную проверку использования пространства кабинета информатики в условиях реализации различных форм обучения информатике. Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информаци ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru