Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников

Страница 5

Практические методы: доклады и сообщения учащихся, лабораторные и самостоятельные работы, ролевая игра, метод творческих заданий, работа с научными и художественными текстами, метод проектов, общественно полезный труд.

Школе 3-го тысячелетия необходим синергетический принцип построения урока, выбора средств и методов воспитания и обучения школьников. При обучении детей с целью формирования у них целостного мировоззрения могут быть использованы следующие методы:

1) по характеру деятельности: поисковый метод, исследовательский метод, метод творческих заданий; 2) по видам деятельности: метод лабораторных работ, метод предметно-практических работ, игровые методы; 3) по типам коммуникации: метод дискуссий, метод диалога, метод сообщений, метод проектов; кооперативный метод; 4) по типу взаимодействия: метод стимулирования, метод поощрения, метод консультирования, метод самостоятельных работ; 5) по управлению интеллектуальным поиском: эвристические методы, метод «мозгового штурма», «мозговой атаки», проблемный метод изложения материала, анализ конкретной проблемной ситуации .

Выбор этих методов определяется, как стремлением добиться оперативности в усвоении научных знаний, в выработке убеждений, так и в стимулировании учебно-познавательной и исследовательской деятельности, давая возможность выбора темпа, степени сложности, содержания учебного материала для каждого ученика.

Говоря о способах формирования мировоззрения, нужно определить, как внешне выглядит согласованная деятельность учителя и ученика (иначе, определить форму обучения). Существуют традиционные формы обучения, такие как: урок, экскурсии, конференции, лекции, диспуты, деловые и ролевые игры, лабораторные работы, формы трудового обучения, консультации, экзамены, зачёты. А также используются и инновационные, нестандартные формы, позволяющие подчас в большей мере заинтересовать, привлечь внимание учащихся и обозначить для них единство картины мира. (Например, работы Щурковой, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцениной).

Новые формы учебно-воспитательной работы:

ролевые игры

аукцион знаний

защита проекта (проект-мечта)

урок-исследование,

урок- открытие Мысли

урок – «линия самореализации»

театр-экспромт личностных качеств

урок – портрет

учебная мозговая атака

дискуссионные качели

свободный разговор

когда говорят стихии (предметы, животные, растения и т.д.)

ринг знаний и эмоций

«герб» своего я

«хочу» и «надо», потребности и возможности

пресс-конференция

презентация политворческих клубов

компьютерные технологии

урок-консультация

урок-панорама

рекламный калейдоскоп

изобретение нового

почтовый ящик Царицы науки

мировоззренческая анкета

«необитаемый остров» (групповая игра)

урок - путешествие по Вселенной

фестиваль синтеза искусств

тир понятий

азбука жизни и человека

Воспитательное влияние уроков возрастает, если они проводятся в специфических условиях, помогающих эффективно усвоить содержание той или иной темы – в лабораториях, специально оборудованных кабинетах, школьных и научных мастерских, специальных учебных учреждениях, а также в музеях, залах военной славы, комнатах и домах памяти и т, д

Сейчас особое внимание школа должна уделить информационно-коммуникационным технологиям и способам реализации виртуального обучения как на уроках, так и за их пределами. Одно из направлений предусматривает применение системы гипермедиа, электронных книг и среды «микромир»; совершенствование программных средств учебного назначения, автоматизированных обучающихся систем. Второе основано на использовании средств телекоммуникаций. Третье основано на применении интеллектуальных обучающих систем. Рассмотрим первые два направления как наиболее вероятные в современной российской школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Принцип прочности
Принцип прочности - основательное изучение материала, при котором учащиеся всегда могут воспроизвести его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях. Принцип прочности подытоживает теоретические поиски ученых и практический опыт многих поколений учителей по обеспечени ...

Развитие творческих способностей младших школьников
При современном развитии науки и техники, увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших технологий. Одним из путей такого совершенствования является разр ...

Идеологический фундамент Российской школы
В этой связи одна из главных задач - осмысление нового идеологического заказа общества, в котором образованию отводится роль основного инструмента, формирующего индивидуальные и коллективные ценностные установки, обеспечивающего социальное, духовное, нравственное, физическое развитие человека. Реше ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru