Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия советской власти был труден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.
С конца XIX в детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений – психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.
За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (Д. Селли, Н. Браушвинг, Р. Лашпрехт и др.).
Первым автором, посвятившим свой труд «Дети - художники» (1887 г.) психологическому анализу детских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо Ричи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.
Работа русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций – с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.
Русские ученые Л.Г. Оршинский, А.А. Рыбников, К.М. Ленилов, Ф.И. Шмит и др.
В 1910 г. была представлена работа В.М. Бахтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бахтерев рассматривал детское рисование в самый ранних период у детей 3-4 лет. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.
Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы - главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность.
Кроме того это самый первый вид, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого. Основную мысль можно выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и душу, и ум.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок » - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.
Еще о педагогике:
Связь речи и мышления
Основные тенденции развития речи ребенка дошкольного и раннего возраста раскрыты в работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже. Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определение взаимоотношения со всеми психическими процессами. С точки зрения С.Л. Рубинштейна ...
Профессионализм и профессиональная компетентность
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая ...
Функции контроля
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, ...