Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников

Статьи о педагогике » Формирование мировоззрения на уроках астрономии » Учебный процесс и способы формирования мировоззрения школьников

Страница 3

Р. Хенви, объединяя интеллектуальную, эмоциональную и нравственно-волевую сферы личности:

осознание неоднородности окружающего мира (в основе этого принципа – ценностное отношение к мнениям окружающих людей, терпимость, ненасилие)

осознание состояния планеты (в основе этого принципа – знание и понимание объективной ситуации на планете, в основе которой могут лежать истинно научные знания, прежде всего естественнонаучной направленности)

знание глобальной динамики (в основе – понимание мира как единой целостной системы, в которой любое изменение вызвано целым рядом причин. Без знаний законов природы реализация этого принципа невозможна)

кросс-культурная грамотность (прежде всего это ценностная выработка ценностного отношения к культурам народов мира, частью которой является своя культура)

осознанный выбор (предполагается, что на основе полученных знаний о мире, выработанных ценностных отношений, человек способен принять решение и совершить поступок, который не будет вступать в противоречие с ценностными смыслами, принятыми в обществе).

Например, проблему глобального подхода в преподавании астрономии и поли- и кросскультурных аспектов при изучении истории астрономии, взаимодействие человека и вселенной рассматривает Е.Б. Гусев.

Развитие у учащихся личностного отношения к содержанию материала, способности и потребности оценивать, использовать, отстаивать собственные взгляды и убеждения, опираясь на целостность мироустройства зависит также и от отношения учителя к преподаваемому предмету и к ученикам. Педагогическая практика и многочисленные исследования показывают, что отношение учащихся к конкретному предмету в значительной степени определяется их отношением к учителю, ведущему его.

Оптимальным стилем общения педагога является демократический стиль, сочетающий в себе гуманное отношение к учащимся, предоставляющий им свободу выбора и привлекающий сотрудничать. Здесь, словами М.П. Щетинина, важен момент ВСТРЕЧИ между учителем и учеником, а любовь к ученику и творчество является сущностью учительства (О.А. Казанский). «Любовь – это процесс, то есть смена состояний, и чтобы подняться до любви, возможно, следует пройти несколько стадий: - привлечь внимание к себе; - заинтересовать собой; - увлечь собой; - придти к сотрудничеству; то есть подняться по нескольким ступенькам отношений». И тогда в приобщении к Красоте, Истине, Добру с помощью СО-страдания, СО-действия, СО-творчества в СО-БЫТИИ и атмосфере доверия ученик «достигает успеха – именно это и есть Любовь», и его успех – успех работы учителя, жизни учителя.

Посредственный учитель учит.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Уильям Артур Уорд

О том, что для успешного формирования мировоззрения у учащихся необходимо не только усвоение знаний о мире, но и формирование готовности использовать полученные знания в последующей познавательной и преобразующей деятельности, написано уже в книге «Формирование научного мировоззрения учащихся» 1985 года издания. В условиях того общества можно было «формировать целостное мировоззрение на каждом уроке, при изучении любой темы и раздела», поскольку общество было однородным. Требования к учителю: знание закономерностей становления мировоззрения и умение использовать их в практике учебно-воспитательной работы, владение внутри- и межпредметными связями, преподнесение существующих (и искусственно созданных) связей между изучаемыми явлениями и фактами с учетом их важности оставались сейчас теми же, однако в книге уже обращено внимание на превращение в формализм формирования мировоззрения школьников при «ограниченном подход учителя к содержанию обучения», но «творчество, любовь к детям, желание взаимодействовать и творить обязательно принесут результат».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Планирование работы по физическому воспитанию
За основу своей работы по физическому воспитанию и совершенствованию детского организма взяла авторскую программу В.Г. Алямовской «Здоровье», как комплексную систему воспитания ребенка – дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством с ...

Применение игровых технологий на уроках английского языка как один из путей формирования познавательного интереса учащихся
Английский язык занимает особое место среди школьных дисциплин. Являясь основным интернациональным языком, показывает гуманистическую сущность знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной ...

Геометрическое конструирование в детском саду как средство пропедевтики для изучения геометрии в средней школе в условиях непрерывного образования
Систематическое изучение геометрии начинается только в средней школе, и оно происходит на символическом познавательном уровне, когда для обозначения геометрических фигур используются буквы латинского алфавита. Детский сад лишь знакомит ребенка с видовыми формами пространственных материальных тел. И ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru