Активный и пассивный словарь ребенка исследовали Г.М. Лямина, Ф.И. Фрадкина, Р.Л. Розенгард-Пупко, С.Н. Цейтлин и другие. Они отмечали тот факт, что между продуцированием и восприятием речи существует значительный разрыв. Выделяют две стороны речи: пассивную (восприятие и понимание) и активную (произнесение).
С.Н Цейтлин отмечает, что «сопоставление первых пятидесяти слов разных детей позволяет выявить некоторые закономерности формирования начального детского лексикона. При всех иногда весьма значительных индивидуальных различиях между детьми есть некоторый достаточно стандартный набор понятий, который должен получить то или иное выражение в начальном лексиконе ребенка. При этом С.Н Цейтлин выделила «идеи, которые всегда вербализованы» в речи маленького ребенка:
1. Окружающие ребенка лица
мама – мама, ма
папа – папа, па
бабушка- баба, ба
дедушка - ди
маленький ребенок- ля
Катя – Катя, Кака, Ка
Аня-Аня-ня
Галя - Га
2.Птицы и животные
кошка – а-а-ау
собака – ава-ва, гоу-гоу
курочка – ко-ко
ворона - кх-кх
лошадь-го-го
лягушка – ка-ка
гусь – га-га
корова - м-м, м-му
утка - кра-кра
осел-и-иа
мышка – пи-пии
волк – у-у-у
коза - ме-е-е
овечка – бе
хрюша – Х-Х-Х
3.Природные явления
дождь – ка-ка
4. Игрушки
кукла – ля
книжка – бва-ва
мячик – чик
5.Еда
есть – ня-ня, ням, ням
пить – ть
сок – сь
яйцо – ко-ко
банан – ананан
6. Сон
спать - а-а-а, баи
7. Движение, прогулка
упал – пах, бах, бау
8. Одежда, обувь
трусики - у-у-у
9. Падение чего-нибудь
упасть – бах, пах, бау
10. Исчезновение чего-нибудь
нет – не (с жестом)
11. Место
там – м-м
12. Оценки
горячий – го, а-а
вкусный – ах, (иногда щелкает языком)
красивый - ах
плохой – фу
хороший – а-а (с жестом)
маленький – ма
большой - бо
13. Транспорт
машина – би-би
поезд - ту-ту
14. Купание
вода – ка
мыться – тьсь
15. Предметы в доме
дверь – чик
ключ – чик-чик
телефон – а-а (с жестом)
часы – ти
мусор – фу
фотоаппарат – чи
16. Естественные потребности
горшок – а-а
писать – а-а
какать – а-а
17. Состояние
больно – бобо (дует на больное место)
18. Некоторые действия и намерения
дай – най-най, дай
на – на-на
открыть – ить
19. согласие или отрицание
да – да (с кивком)
нет – не (мотает головой)
надо – нана
не буду – фу
20. Этикетные фразы
пока – па (с жестом)
спасибо – кивает головой
21. Нельзя, осуждение за поступок
нельзя – не (грозит пальцем)
не надо – нана, при этом мотает головой
ай-ай-ай – я-яяй (с жестом)
Как мы видим, в «идеях», которые выделила С.Н.Цейтлин, идет абсолютное преобладание слов из так называемого «языка нянь», а в их составе звукоподражательные слова – ономатопеи. Ономатопеи имеют следующие признаки:
- простота звукового облика;
- доступность для артикуляции в младшем возрасте;
- мотивированность звуковой формы, имеющий понятный для ребенка звукоизобразительный характер. В речи детей встречаются звукокомплексы, которые по звуковому облику напоминают слова, но они лишены постоянного смысла.
Произнесение речи происходит благодаря речевому аппарату, а восприятие и понимание устной речи осуществляется в основном слухом. Началом возникновения продуктивной речи считают обычно тот момент, когда появляются первые слова (8-18 месяцев). Эти слова (чаще всего – мама, папа, баба) представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль . При помощи одного и того слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу подать ему игрушку, «взять на ручки» и т.п. В дальнейшем у ребенка появляются новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.
Еще о педагогике:
Понятие «словообразование глаголов»
Словообразование – это раздел науки о языке, изучающий: а) морфемный состав слова; б) отношения производности между однокоренными словами, т.е. образование от производящих основ. Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже – предложений. При образовании используются ...
Понятие дидактической игры и педагогическая сущность
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способам ...
Теоретические основы развития мышления у детей шестого года жизни
посредством занимательных задач
Мышление – одно из высших психических проявлений; процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности. Термин охватывает различные виды деятельности (т ...