Семья как основной воспитывающий социальный институт

Статьи о педагогике » Роль социальных институтов в воспитании » Семья как основной воспитывающий социальный институт

Страница 1

Наибольшую защищенность от возможных негативных внешних воздействий ребенок ощущает в семье - элементарной частице человеческого общества, сложившейся и совершенствующейся в течение тысячелетий. Практика свидетельствует: ни один социальный институт, ни одна организация не способны в полной мере заменить семью в сфере социальной защиты ребенка.

Наибольшими возможностями социальной защиты ребенка обладает полная семья, т.е. когда ребенок живет вместе с обоими родителями, а еще лучше, когда в семье имеются бабушка и дедушка, братья и сестры: практически каждый член семьи в той или иной степени участвует в воспитании каждого ребенка, делая это бескорыстно, в силу семейной привязанности, и в том числе - биологического семейного инстинкта.

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные и воспитательные функции. Трудно найти другой социальный институт, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в котором протекали бы основные процессы человеческой жизни и который был бы настолько связан с жизнью каждого индивида, что накладывл отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.

С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.

Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Таким образом, институт – это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Каждый социальный институт имеет специфические особенности и выполняет ряд функций.

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

регулятивную функцию;

интегративную функцию;

транслирующую функцию;

коммуникативную функцию.

Существуют функции явные (перечисленные) и латентные (скрытые), которые должны являться предметом пристального исследования социальных структур, так как помогают определить истинную картину социальной жизни.

Выделение института семьи из других институтов общества (государства, бизнес, образование, религия и др.) не случайно. Именно семья признается всеми исследователями как основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием для социализации и воспитания личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям и получает основы образования и воспитания.

Важной категорией для понимания процесса развития ребенка во времени служит введенное Л.С. Выгодским понятие социальной ситуации развития – определенного соотношения условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Нормативно-правовое регулирование образовательного процесса
В нормативно- правовое обеспечение входят три группы документов: -федеральные документы (которые могут носить как директивный, так и рекомендательный характер); - документы регионального уровня; - локальные документы: 1. положения (о структурном подразделении, о детском объединении, о формах провед ...

Положение о правилах внутреннего распорядка для студентов алматинской академии экономики и статистики
Права и обязанности студентов академии 1.1. Студенты академии имеют право: 1.1.1. Пользоваться лабораториями, кабинетами, аудиториями, читальными залами, библиотеками, информационно-коммуникационными отделами и другими учебными и учебно-вспомогательными учреждениями, а также спортивными базами, соо ...

Описание используемых методов обработки результатов исследования
В обработке результатов использовались следующие методы: Качественный анализ данных (контент-анализ); Дисперсионный анализ; Факторный анализ; Корреляционный анализ; Класстерный анализ. Качественный анализ — обеспечивает более глубокое понимание и объяснение изучаемых явлений, прежде всего на уровне ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru